> Давайте введем два исходных аналитических различения: 1) стрелять у знакомого / стрелять у незнакомого; 2) выкуривать вместе / выкуривать порознь.
Предполагается, что это шкалирование охватит всю предметную область? А как на счет стрелять у слегка знакомого, для своего курящего друга? Или например, стрелять в пенитенциарных учреждениях (тюрьмы, лагеря), где сигареты - валюта? Или стрелять, чтобы, вытряхнуть табак и набить чем-нибудь своим? Или стрелять на похоронах? Или стрелять мужчине в расцвете сил у юной леди? Или стрелять секретарше у начальника? Стрелять солдату-срочнику в увольнении по требованию ждущих его в части старослужащих (и он хорошо огребет, если не принесет)? Отвечать на просьбу о сигарете человеку, заявившему о намерении бросить курить? И т.д.
> Такую практику изучают экономисты, у которых есть отличные модели, переводящие интересующий нас феномен в категории спроса и предложения,
Сводить все многообразие человеческого поведения к вариациям экономических мотивов не корректно, о чем хорошо расскажут, например, те же антропологи. Наверняка, существуют люди, которые, когда у них стреляют сигарету, оценивают экономические следствия своего решения. Но решусь предположить, что для нашей культуры такой ход мысли не сильно характерен. Имело бы смысл углубиться в культурные значения, связанные с курением именно в нашем обществе.
> Фрейм «Стрелять у знакомых, чтобы выкурить вместе» – это фрейм ритуала, который изучают антропологи. Их базовая объяснительная модель – теория дара.
Теория дара была создана в основном на примере традиционных обществ Полинезии, Меланезии и Северной Америки. Так легко переносить её в другой контекст, или наделять универсальной объяснительной силой также не корректно. Формы поведения, несущие в своей основе похожие механизмы, действительно существуют во многих культурах, но у нас это скорее могли бы быть знаки внимания к праздникам, сувениры из поездок, некоторые разновидности официальных подарков, в какой-то мере этикет. Заметим, что для этих форм поведения характерно, что оно инициируется дарящим и имеет статус обязательного, что не так в случае с сигаретой. Кроме того, если данная идея верна - то почему безвозмездность характерна именно для российского общества? Приведенные Вами же примеры показывают, что в других странах это не так, и стрелять сигареты либо не принято вообще, либо за это платят деньги.
Так вот, если вернуться к исходному вопросу, то ответ на него не так очевиден. И, возможно, потянет на солидное исследование. Но попробуем наметить его возможные направления.
- Феноменология
Начнем с феноменологии. Сделанное в вопросе предположение о том, что стрелять сигареты это норма - не вполне соответствует действительности. Не сложно представить как людей, для которых стрельнуть сигарету неудобно и требует некоторого переступания через себя, так и тех, для кого это вполне обычное дело. Как и среди «обстреливаемых» не сложно представить целый веер возможных интерпретаций подобной просьбы и соответственно, способов реакции. От дать и быть довольным (например, подключив христианскую добродетель о помощи ближнему), дать и быть недовольным (не смог отказать из соображений вежливости/этикета. или из страха.), не дать и быть не довольным (не было, не курю, обидел человека), не дать и быть довольным (подключив, например, христианскую же, впрочем принятую и развитую в ссср, идею о не потакании тунеядству, безделию и нахлебничеству. или например, новые веяния с капиталистических берегов - об ответственности за собственную жизнь, разумном эгоизме, экономическом поведении или еще чем-нибудь таком). На наших улицах вы можете получить весь спектр этих реакций и много больше. Вплоть до простых объяснений «ты мне нравишься / ты мне не нравишься». Тем не менее, для части общества такая норма определенно существует.
Идея же «попросить яблочко» явно разобьется о представления о гигиене. О том, что «изо рта в рот получается микроб» знают уже дети в детском саду, и продолжить есть свое яблоко «обстрелянный» не сможет, если согласится угостить. А вот если у человека будет пакет яблок - то примерно с такой же вероятностью, как и в случае с сигаретой, Вас угостят. Если будете вежливы. Хотя случаи с яблоком и сигаретой все же не тождественны.
- Нужда / страдание / сострадание
Здесь вступает важный концепт «нужды» - который открывает целое новое поле. Именно он является, на мой взгляд, одним из ключевых в различении сигареты и яблока/шоколадки. Дело в том что ситуация «стрельнуть сигаретку» в нашей культуре связана с потребностью в помощи. Вроде как «пропустите в туалет, мне срочно надо». Вопросы вроде «что, дома не мог сходить?» как-то не уместны в таких случаях. Ни шоколадка ни яблоко предметами первой необходимости не считаются. Считаются скорее развлечением. Случаи, когда люди «страдают» (и это ключевой концепт для нашей культуры - см. христианство и, в частности, православие - это верно не для всех культур) от невозможности укусить яблочко или шоколадку не находятся в массовом сознании. А случаи страдания от невозможности выкурить сигарету - находятся. Хотя такое разделение, в общем-то, тоже культурно обусловлено. Чем?..
- Братство / война / солидарность
Если посмотреть историю курения, его массовый всплеск и современные формы появились во время первой и второй мировых войн. Когда сигареты были включены в солдатский продуктовый паек почти по всему миру. Считалось, что они помогают снять усталость и повышают выносливость.
Если обратите внимание, то сигареты до сих пор довольно плотно ассоциированы с армией. Только в 2013 году Шойгу исключил их из довольствия для призывников (https://iz.ru/news/545784), чем вызвал не мало разногласий. Именно контекст боевых действий и жизненных испытаний стал во многом определяющим для культуры курения на этом этапе - психологически трудные условия, повышенная опасность для жизни, взаимовыручка, братство, героизм. А также дефицит собственно сигарет. Можно развивать исследование роли курения в этих ситуациях далее, но мы здесь остановимся.
Это не сложно увидеть и на более поздних образах связанных с сигаретами:
«Друг, оставь покурить. А в ответ - тишина. Он вчера не вернулся из боя»
(Владимир Высоцкий, 1969)
- Стресс / контркультура
Испытания в нашей стране продолжились и после войн: как известно, здесь вам не сахар, и людей гоняли то в колхозы, то в лагеря, то на стройки, то на фабрики, то в сибирь, то снимали с исторических мест еще много лет. Потребление табака только росло. В 2012 году Россия по количеству курящих находилась на втором месте в мире (https://health.mail.ru/news/rossiya_zanimaet_vtoroe_mesto_po_chislu/). Что вполне демонстрирует особый статус курения в нашей культуре.
И если в Европе уже со времен второй мировой начались кампании по отказу от курения (http://www.inliberty.ru/library/567-voyna-snbsptabakom-vnbspnacistskoy-germanii), то у нас таких кампаний не было. Вот здесь это уже было просто экономически не выгодно - табак являлся одной из прибыльных статей государства (http://www.nikotinnet.narod.ru/histor_ru.htm). Писать предупреждения от минздрава начали только в конце 1970х когда перестали справляться с поставками (http://www.tobacco.md/index.php/2011-10-23-10-33-14/2011-10-23-18-26-44).
Роль сигареты была чем-то вроде «отдушины». Возможностью отключиться от проблем и обстоятельств принуждения, и хотя бы локально пожить в свое удовольствие, или так как ты хочешь. Своего рода советская медитация. Вероятно, это также один из символов различных ветвей контр-культуры, оснований для процветания которой в СССР было предостаточно. Здесь разработку данного направления исследования приостановим, хотя много чего еще можно написать. В частности, совершенно не затронуто влияние уличной/дворовой/подростковой культуры, а также источников их идеалов, в частности преступной культуры.
«Но если есть в кармане пачка сигарет <…>
значит все не так уж плохо на сегодняшний день»
(Виктор Цой, 1989)
Вот чем были сигареты в то время.
- Резюме
В действительности, исходный вопрос означал вот что: почему в нашей культуре ценится страдание и болезнь, а не здоровье и радость жизни? И вот это действительно стОящий вопрос, не в бровь а в глаз. Искать на него ответ (а он, конечно же, существует), или просто выбирать собственную позицию - предоставляется лично каждому для себя.
P.S. Некоторые казусы и наблюдения
theQuestion оказался фантастическим ресурсом для изучения культурных представлений, мифов, тревог на любую тему. Просто посмотрите список вопросов здесь, связанных с теми же сигаретами: https://thequestion.ru/ru/feed?sactive=true&squery=%D1%81%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%B5%D1%82
Сам вопрос культурно обусловлен, и повторялся на theQuestion много больше одного раза, что можно увидеть в списке вопросов по ссылке выше.
Слово «стрелять» происходит из нищенски-воровского арго, и исходно означает «добывать выпрашивая или вымогая». (http://wordhist.narod.ru/streljat.html). В комбинации с православной ценностью «сострадания» со стороны «обстреливаемого» — полный постмодерн. )
Всего доброго!
Не раз сталкивался со случаями, когда у меня стреляли жвачку, причём все - в больших городах. Так что тут вопрос социума, в котором допустима та или иная "стрельба".
Потому что покурив человек утоляет нужду из-за сигаретной зависимости, а что-то сладкое, вроде шоколада, поднимает человеку настроение, а этим настроением хочешь насладиться по полной и поэтому жалко делиться с другими