Еврей - классический пример того, что американский социолог Роберт Парк, один из основателей чикагской социологической школы, называл "маргинальным человеком". "Маргинальный человек" возникает на стыке культур. По словам Парка, "Судьба обрекает этих людей на существование в двух мирах одновременно; вынуждает их принять в отношении обоих миров роль космополита и чужака. Такой человек неизбежно становится (в сравнении с непосредственно окружающей его культурной средой) индивидом с более широким горизонтом, более утонченным интеллектом, более независимыми и рациональными взглядами. Маргинальный человек всегда более цивилизованное существо".
Евреи в Европе как раз были чужаками, существовавшими на стыке культур: для местного населения они были как будто иностранцами в собственных странах, так как были и культурно (как иноверцы) и физически (так как жили в гетто) изолированы от автохтонного населения. И когда в новое время границы гетто стали размываться и многие евреи гетто покидали, они становились чужими как для тех, кто в гетто остался (они становились предателями, практически гоями), так и для коренного населения, так как продолжали оставаться евреями. Эти люди становились носителями как будто сразу двух культур и просто даже в силу этого видели мир более сложным, были мудрее окружающих. В итоге сам Парк продолжает: "маргинальный человек" занимает положение, исторически характерное для еврея в диапоре. Еврей, особенно вышедший из провинциализма гетто, всегда и везде был наиболее цивилизованным из человеческих созданий" ("Культурный конфликт и маргинальный человек")
Надо признать, что этих пятерых гениями признали неевреи!