Что касается эффективности. Нельзя сказать, что у нас вся школа неэффективна. Показатели работы начальной школы (1-4 класс) и старшей школы (10-11 класс) по данным международных исследований у нас неплохие. Однако в подростковой школе (5-9 класс) у нас серьёзные проблемы. Тут мы ниже среднего международного уровня.
Что делает министерство? Первым делом оно меняет образовательные стандарты, ориентируя их не на муштру, насилие, натаскивание и запоминание, а на внятные проверяемые образовательные результаты. Это пока плохо получается. С 30ых годов прошлого века у нас были ликвидированы практически все научные школы, изучающие образовательные измерения. Учителя свыклись с давлением идеологий, инструкций и методических штампов, да и до сих пор многие этого хотят. Отсюда натаскивание и уравниловка.
Второе - министерство поддерживает вузы, внедрявшие новые программы подготовки учителей. Это тоже процесс не быстрый. Больше практики для студентов, больше творчества, увязывание теории и практики, внятные измерительные материалы, оценка качества.
Третье - изменение законодательства. Здесь министерство разрешило реализовывать индивидуальные программы обучения. Появилось профильные обучение. Разрешили школам брать на работу тьюторов, индивидуально занимающихся с детьми. Это помогает уходить от уравниловки.
Четвёртое - работа с регионами. На самом деле это самое главное, поскольку по нынешнему законодательству за школьное образование отвечает не федеральное министерство, а регионы. От них главным образом и зависит изменение качества. И здесь в разных регионах ситуация очень разная. Но везде есть хорошие школы, где можно раскрыть себя и выбрать будущий профессиональный путь.