Конечно, великие музыканты сейчас есть и их достаточно много. Только "разглядеть" великих на фоне большого количества выдающихся, высокопрофессиональных, а также несметного числа посредственных исполнителей современникам довольно сложно. Универсальный ответ, почему так происходит, дал поэт Сергей Есенин в короткой стихотворной строчке: "Большое видится на расстояньи".
Слышали о таким русском литераторе Петре Боборыкине? Вряд ли - и неудивительно. Его сейчас никто не помнит. А ведь во второй половине XIХ века он был рекордсменом по тиражам, а критики ставили его в образец Толстому и Достоевскому. Через сто лет величие Толстого и Достоевского уже ни у кого не вызывало сомнений, зато гениальную музыку Шостаковича газета "Правда" в редакционной статье назвала "Сумбур вместо музыки".
В том, что Фредди Меркьюри - великий музыкант, сегодня не вызывает сомнений, а ведь, кажется, совсем недавно критики писали о нем разгромные статьи за неудачные сольные альбомы, а записи в составе "Queen" конца 70-х: "News Of The World", "Jazz", "The Game" были объявлены полной деградацией и концом карьеры.
Немного проще с классическими музыкантами: здесь критерии более устоявшиеся. Есть даже несколько персон ХХ века, которых называли гениями еще при жизни: пианист Святослав Рихтер, дирижер Артуро Тосканини, бас Федор Шаляпин, а в XXI веке - композитор Кшиштоф Пендерецкий. Можно быть почти наверняка уверенным, что великим через некоторое время будут называть Дмитрия Хворостовского. Может быть - предположим очень осторожно - скрипача Владимира Спивакова, дирижера Валерия Гергиева и пианиста Дениса Мацуева (он феноменален, но просто еще молод). А вот в Азербайджане Муслима Магомаева великим называют уже сейчас. Как в России - Владимира Высоцкого. Возможно, через некоторое будет по заслугам оценен уникальный Александр Башлачев.
Если вернуться к эстраде, то мы можем только констатировать, что несомненно великой считается Эдит Пиаф - хотя для современников она была всего лишь певичкой кабаре, а в российской эстраде, наверное, таким можно назвать Леонида Утёсова, хотя при жизни у него была ужасная репутация клоуна и чуть ли не шута горохового.
Кто из наших современников получит звучный эпитет "великий артист": Алла Пугачева, Борис Гребенщиков, Андрей Макаревич, Виктор Цой, Егор Летов, Григорий Лепс, Юрий Шевчук, а может, и Оксимирон с Димашем Кудайбергеном - мы не знаем. Это всё исключительно талантливые музыканты, но их творчество пока еще невозможно объективно оценить. А вот в Америке вокруг рэпера Тупака Шакура уже складывается серьезный культ (правда, со времени его смерти прошло уже 24 года).
Не вызывает сомнение величие Джона Леннона, Дэвида Боуи и Джими Хендрикса; скорее всего со временем к этому славному списку присоединятся Мик Джаггер, Пол Маккартни, Джимми Пейдж, Эрик Клэптон. И наверняка кто-то еще, кого мы пока не смогли по достоинству оценить. Интересно было бы узнать - но предугадать нам не дано.