А ленивые ли? Может, у них просто нет желания этим заниматься? И да, можно сказать, а зачем тогда это делать, пусть там бросают/переводятся... но давайте подумаем о том, что у большинства из поступивших студентов желание всё-таки было, пусть многие и поступили не весьма осознанно (а как блин осознанно в 17 лет?).
Давайте на моём опыте. Вот я такая счастливая вся одухотворённая поступаю с твёрдым намерением учиться. Поступаю на бюджет, но перед этим я занималась на подкурсах и видела, кто на каком уровне был подготовлен. И забавным образом часть ребят, у которых вроде как было больше и потенциала и желания отправляют на платное, протягивая тех, кто был не так усерден. Почему? Потому что связи) И да, не на этой кафедре, но у меня были.
Далее намерение учиться спотыкается о личное отношение преподавателей к студенту. Что-то не так сказал, не так глянул, не то поняли, додумали... а потом ты начинаешь понимать, что тебя недолюбливают. Потому что это какого-то чёрта проявляется в действиях. На некоторых парах вообще ощущаешь себя виноватым перед преподом, за то, что сюда вообще поступил, и мешаешься своим видом. Но это потом!) Ты ещё в радужных очках. Ты всё ещё думаешь, что тут уж наконец-то с тобой будут на равных, не как в школе. А тут другой вид извращения над сознанием. Оказывается, люди-то те же. Люди продолжают быть уставшими, раздражёнными, завистливыми, болтливыми... Не все, конечно.
А вы знаете, что отношения ученик-учитель и студент-преподаватель часто выливается в оценки? Знаете, каково это, чувствовать себя незащищённым перед более "взрослыми" и "умными" людьми изо дня в день убивающими в тебе желание что-либо делать своей псевдомотивацией?) Вот этой вот "чо ты сюда поступил, если вот это не умеешь", "что вы тут все делаете", "а вот я умнее, и румяней, и белее", рассказов, кого возьмут на работу, а кого нет, кто добьётся, а кто не добьётся? Это такая часть системы образования - психологический гнёт?
Кому-то всё равно. Кто-то смотрит на это сквозь пальцы. У кого-то истерики и срывы. Кто-то плачет, а потом его ненавидят ещё больше, потому что это воспринимается, как слабость. Все хотят каких-то сформированных самоуверенных личностей вывести в полевых условиях. Даже не вывести - чтобы сразу такими вылазили. Из утробы. Я могу на эту тему долго, но вывод примерно такой - это отбивает желание. В этом месте не хочется находится. Ты отбываешь наказание и не можешь выбраться. Как это - бросить универ?
Кто-то не учится специально, чтоб отчислили. Есть и такие. Их родители пнули. Как-то мне преподавательница рассказывала. Ей парень позвонил и говорит: "Что там нужно сделать, чтобы закрыть предмет? Я маме дам - пусть делает. Это она хотела, чтобы я сюда поступил - пусть сама и учится". Это неправильно, но его можно понять. Отстаивать свою позицию перед родителями бывает тяжело.
Программа. Ну все же знают, что она устаревшая. И не нацелена на то, чтобы подготовить к реальной жизни. Какая-то теория родом из страны, которой уже нет, когда студенты родились и живут вот в этих блин реалиях. Мало того, она бывает сляпана рукой курицы. У меня проект шёл с 1 курса, а предпроектный анализ был на 4. Вот это да. Вот это невероятно! Такой своевременный и важный предмет, офигеть просто. И, увы, это была далеко не единственная нелогичность. Мы должны были делать то, что не проходили, а уже только после у нас появлялся предмет, который это объяснял. Так какой смысл вообще тратить 4-5 лет на то, чтобы ломать себе мозг, когда полгода новомодных курсов за ту же цену и даже меньше могут дать больше. Причём если тебя не научили, ты можешь даже не платить! А в универе ты платишь заранее и, если тебя отчислят, то ничегошеньки не вернут.
При этом что нам обещают на выходе? Мы станем специалистами? На словах - да. А по факту это как кильку выкинуть в океан. Диплом не выдают, пока не принесёшь бумажку о трудоустройстве. Эта бумажка у всех в итоге лишь бы какая, попросили - дали. Всё это - большой театр лицемерия. А потом сделают презентацию, напишут, что трудоустроили 100 процентов, пройдут аккредитацию и будут молодцы, справились.
Я не понимаю этого "кто-то учится, а кто-то ради корочки". Да, кто-то учится и всё готовит. Ради корочки!) Потому что все, как отличники, так и троечники, не получают удовольствие от процесса обучения и не видят дальнейших перспектив (ну кого потом не пристроят, уж точно).
В конце-концов, студенчество - это молодость. А ты тратишь своё здоровье (бессонные ночи, пока доехал до дома - поздний вечер, хочется ж и отдохнуть, но в супер-программе же рассчитано видимо на то, что ты должен только спать и жрать), тратишь своё лучшее время, когда можно чувствовать и жить на что-то давно зачерствелое, от чего никак не может отказаться наша система образования в силу того, что им так удобно. Всем плевать на нас. Мы - дойные коровы, мы - налоги. И в какой-то момент тебе становится самому на себя плевать. Универ сталкивает со взрослой жизнью детей, не подготовленных к ней школой. В школе только запугивали. Зачем? Чему это учило? "Вот в универе с вами не будут так возиться" - да не возись ты, оставь уже нас в покое, кто тебя просил? Ты что, не научилась за 20 лет делать так, чтобы поставленные тобой задачи выполняли вовремя?
В итоге понимаешь, что на часть предметов можно и забить. Мотивации нет. Самомотивации - тоже. Ты уже хочешь, чтобы это закончилось, и всё. Особенно на старших курсах.
Были пары, где всё училось. Там были чёткие вменяемые условия. Там был план занятий. Там к каждой паре ты знал, что у тебя спросят, знал, что будет, если пару пропустить, знал, как отработать пропуск (о, у некоторых даже по уважительной причине вымаливать приходится так, как будто рождение своего ребёнка пропустил), знал, сколько всего пропусков можешь себе позволить и на каких условиях. Там не было перехода на личности и давалась информация в правильной дозировке (не когда тебе зачитывают поток чего-то там почти что по слогам, вытягивая зевоту - извините, я б и дома в кроватке почитал), а когда реально передают знания, пусть и только в рамках курса, пусть - в этом чувствуется уважение преподавателя к себе и к студенту. А когда к тебе уважительно относятся, уже как бы и стыдноватенько прийти неподготовленным, пусть это даже и не тот предмет, который ты считаешь нужным и не тот, что тебе легко даётся. Тебе просто там не любят мозги, и учёба перестаёт быть пыткой.
Я знаю, мне к психологу надо. Наверное, ещё 5 лет теперь выговариваться буду.