Что для вас философия среднего пьянчужки, то для читателей прошлого – яркий вызов обществу)
На самом деле причин такого явления много.
1) Если раньше нас заставляли читать только «правильные» книги, где есть только герои и злодеи, подвиги и всякое высокое, а тут внезапно в руки попадает какая-то из книг Буковски, где вроде бы положительный главный герой пьет и рассуждает, совсем как обычный человек… в свое время это произвело настоящий бум в головах читателей.
2) Не забывайте об окружении. Алкоголь, сколько бы ни писали о его вреде, для многих людей – часть жизни. И интеллигентные разговоры под винишко из Западных книг – такая же жиза, как в России посиделки на кухне под беленькую. А если оно есть, почему бы не использовать в книге? Вспомните «Великого Гэтсби», где описаны роскошные богемные вечеринки. Вычеркнуть оттуда алкоголь – и никто не поверит в их реалистичность. А как бы существовали герои «Черного обелиска» Ремарка без водки во время кризиса?
3) Сильные, уверенные в себе «плохие парни», пафосно заливающие горе алкоголем – на таких персонажей есть спрос и в жизни, и в книгах. Особенно если они пьют дорогой виски или вино столетней выдержки – ого, так это еще и признак богатства! Ну как тут удержаться и не очароваться харизматичным алко-философом?
4) Есть еще такая штука – цитатность. Раньше это тоже было важно, но в век интернета перешло на новый уровень. Я лично общалась с девушкой, которая говорила, что ее любимый писатель – Кастанеда. А потом оказалось, что она ни одной его книги не читала, зато чуть ли не заучивала цитаты, найденные на просторах инета. Если в обычном состоянии персонаж начнет рассказывать про разделение общества, свободу, жизнь, вселенную и вообще – в 99% случаев это будет выглядеть наигранно. А вот во время пьяного разговора – самое то, в уста персонажа автор может вложить любую интересную фразу. А потом она разлетится по всем уголкам интернета, и вот уже мы читаем не откровения пьянчужки, а высокую идею из интеллигентного произведения. У пьяных людей крайне высокая цитатность.
5) Многие авторы, создатели алко-героев, и сами любили выпивать. Правило «пиши то, о чем хорошо знаешь» всегда работает безотказно.