Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему русский рок такой бардовский?

Музыка
Василий Леонов
  ·   · 5,3 K
Музыкальный критик  · 3 авг 2015

Если мы понимаем под бардовской традицией некое представление о том, что песня это многословный нарратив с минимумом музыкальных трансформаций, то тут целый ряд причин, ни одна из которых не является исчерпывающей. Во-первых, рок в СССР делали советские люди, многие такими остались до сих пор; а в СССР существовало очень своеобразное, довольно архаичное представление о назначении искусства: искусство, согласно этому представлению, должно было обладать хорошо эксплицированным «смыслом», под «смыслом» же в этом случае понималось довольно утилитарное представление о том, что в искусстве должны быть выписаны рецепты того, как правильно жить и правильно интерпретировать реальность. Этому представлению в школах выучивались все, в том числе и будущие рокеры, несмотря даже на всю свою, может быть, оппозиционность советской власти; так что они принимались учить, вот вам одна причина повествовательной многословности. Во-вторых, советский рок существовал в уникальной ситуации полной оторванности от музыкальной традиции, в которой развивался оригинальный рок-н-ролл; эта оторванность от контекста почти всегда обусловливает невозможность именно музыкального (которое во многом до-рефлексивно) понимания сущности процесса и замену этого понимания какими-то имеющимися под рукой эрзацами; одним из этих эрзацев была существующая у нас традиция эстрадной песни, то есть очень развернутого, поэтически оформленного высказывания, что тоже дает нам в итоге «бардовскость» (Летов, например, очень многое почерпнул из советской песни, как музыкально, так и поэтически). Наконец, в третьих, когда все эти приметы – т.е. наличие смысла, пространный нарратив, метафорика, - в русском роке стали заметны, это сделалось своего рода гордостью и (поэтому) культивируемой особенностью. В-четвертых, люди, играющие русский рок, очень быстро стали примерять на себя тогу поэта - если вы посмотрите на то, что они делают сейчас, то обнаружите, что все они так или иначе проповедуют; из чего можно заключить, что в этой среде происходил и естественный отбор, выталкивавший наверх именно самых говорливых, следуя за спросом, который оформляли поклонники и идеологическая среда. Сейчас это все уже давно ушло, на самом деле: мы судим о том, что русский рок «бардовский», строго говоря, по образцам сочинений пожилых людей, которым давно уже никто не наследует; так что это уже теперь чисто архивный вопрос, скоро он совсем перестанет быть актуальным.

Потому что весь наш русский рок изначально был построен на поэзии, а не на мелодии или гитарной виртуозности. И в... Читать дальше
Филолог, автор блога "FiveWeeksMagazine"  · 1 сент 2015
Если под бардовостью подразумевается то, что сидит дядька и играет на гитаре, то русский рок не бардовский. Можно конечно назвать исполнителей без группы и без какого-либо аккомпанемента, вроде Александра Башлачёва, но их будет... Читать далее
1 эксперт согласен
Мелкий чиновник  · 3 авг 2015
Потому что одной из культурных основ, из которых он вырос (помимо западной рок-сцены), как раз и является бардовская песня. Добавьте к этому ограниченный доступ к профессиональным музыкальным инструментам и студиям звукозаписи... Читать далее
Востоковед, музыкант, критик  · 4 авг 2015
Справедливости ради, далеко не весь русский рок - бардовский. Популярные во второй половине 80-х - начале 90-х рок-группы питерского рок-клуба (Кино, Алиса, Пикник и др.) вдохновлялись не только и не столько КСП, сколько... Читать далее
Ко всему вышесказанному могу добавить, что некоторые русские группы ещё в нулевых (и скорее всего в 90х) не любили ассоциировать себя с "русским роком" именно из-за поэтического аспекта, хоть и пели на русском (из тех групп... Читать далее