Можно назвать три причины того, что "неразвитые" и "нецивилизованные" страны предпочитают сотрудничать друг с другом, а не с "развитыми" и "богатыми" странами, несмотря на то что второе, по идее, должно быть значительно выгоднее.
Ниже по тексту я буду использовать условности. Весь спектр политических устройств стран с их различными степенями централизации и авторитарностью правления будет разбит на две грубые группы - централизованные авторитарные и децентрализованные демократические. Соответственно, вместо Путина, Африки и третьего мира у меня будет звучать абстрактный Диктатор; вместо Евросоюза и развитых стран — условная Демократия.
1. Коммуникационный менеджмент. Диктаторам с Диктаторами проще договариваться.
В случае, когда страна "завертикалена" дальше некуда, и управляется единолично в ручном режиме, любые взаимодействия с ней могут производиться только через ее лидера. Лицо принимающее решения одно, из чего следует, что все попытки наладить контакт обходными путями не увенчаются успехом, и в конечном счете поиски выведут все на того же Диктатора.
Когда разветвленная, децентрализованная, переполненная ЛПРами Демократия пытается подружиться с Диктатором, все ее контакты упираются в своего рода "бутылочное горлышко" коммуникаций, состоящее из пары-тройки приближенных к Диктатору лиц. Диктатор, или его олигархи, оказываются неспособны самостоятельно переварить тот наваливающийся на них поток информации, который генерирует современная Демократия, из-за чего коммуникации начинают сбоить.
Добавьте сюда то, что Диктаторы всегда пристрастны, предвзяты, и не всегда принимают оптимальные решения, и получится, что такое взаимодействие Демократии с Диктатором скорее всего обернется провалом.
Поэтому Демократии с Диктатором сложно договариваться.
В обратном случае, когда Диктатор пытается налаживать связи с развитой страной, возникает такая же ситуация с перегрузкой коммуникаций, усложняющая дальнейшее взаимодействие.
Диктатор, привыкший решать проблемы межличностным путем, обнаруживает, что в Демократии нет желанного ЛПРа, с которым можно активно "дружить", "здороваться за ручку" и лично договариваться о государственных делах. А даже если и найдется вдруг в Демократии такой ЛПР, то там дело усугубляется действующим принципом сменяемости власти. То есть все усилия и ресурсы, брошенные на "дружбу" с лидером Демократии почти гарантированно улетят в трубу после первых же выборов.
В итоге Диктатор встает перед дилеммой – или "ослабить хватку", начать децентрализацию и привести свою страну к виду, более способному к договору с Демократией, или, как другой вариант, отказаться от попыток налаживания с Демократиями взаимодействия.
Поэтому Диктаторам с Демократиями договариваться еще сложнее.
Нетрудно предположить, что в случае вышеупомянутого выбора между "демократизацией" и "отказом" Диктатор скорее всего выберет именно второй вариант. Отказ от сотрудничества с Демократиями еще не означает изоляцию от внешнего мира, нет. Для Диктатора остается шанс наладить контакт с другими странами-диктатурами.
Когда Диктатор договаривается с другим Диктатором, все вышеупомянутые проблемы перестают иметь место быть. Межгосударственный диалог "мутирует" в межличностный, количество коммуникаций сокращается до уровня, приемлемого для самостоятельной обработки, без необходимости делегировать полномочия подчиненным. В результате получается, что взаимосвязь двух стран происходит по каналам небольшой кучки олигархов по обе стороны границы, и такое сотрудничество оказывается удобным для обеих сторон.
Поэтому Диктаторам с Диктаторами - договариваться легко и комфортно.
И именно такая внешняя политика процветала в средние века. Уместна ли средневековая политика в современности - это уже отдельная тема.
2. Общность по признаку вынужденной изоляции.
Данный фактор начинает играть роль, когда Диктатор получает плохую репутацию у Демократий, начинает попадать под санкции и сталкиваться с активно ставящимися перед ним барьерами. По сравнению с предыдущей ситуацией, когда диктатуры шли на самоизоляцию только потому, что так они работают эффективнее, в этой ситуации изоляция уже производится извне.
Налаживание связей Диктатора-изгоя становится возможно только с другими странами-изгоями, во главе которых обнаруживаются точно такие же Диктаторы, которые точно так же испытывают большие проблемы в межгосударственных взаимоотношениях.
То есть Диктатор может сотрудничать с Диктатором по одной только причине отсутствия других вариантов.
Тут можно провести аналогию с другими сферами жизни. Например, работа ненадежного сотрудника на нелегальном предприятии: и плохого работника в приличную фирму не возьмут, и мутный работодатель вряд ли заманит надежного спеца. То же самое и у Диктатур с Демократиями. Среди стран происходит похожего рода стратификация и деление на государства "первого" и "второго" сорта.
3. Дружба по принципу "враг моего врага".
Тут уже работают чисто психология и коалиционистские соображения. Санкции начинают восприниматься Диктатором как личное оскорбление и активная атака на благополучие не только его самого, но и его страны. На этой почве очень хорошо начинает продвигаться внутри страны патриотизм и ксенофобия, а Демократия объявляется внешним агрессором.
Начинают сочиняться истории по типу "эта ужасная, прогнившая, бездуховная Демократия вновь предательски напала на прекрасного и сильного Диктатора и его прекрасный и сильный народ, потому что они хотят нам только зла и, вообще, завидуют". И, как происходит "патриотическое единение" Диктатора со страной, точно по той же схеме происходит "союз" Диктатора с другими Диктаторами, ищущими союзников в своей конфронтации с внешним миром.
То есть Диктаторы не дружат друг с другом, а "дружат против" Демократии.
Такое сотрудничество - это уже совсем примитивная и интуитивно понятная кооперация слабых жертв перед лицом сильного агрессора.
хм....ну и какое отношение вышесказанное имеет к эРэФии...
Для того, чтобы СОТРУДНИЧАТЬ, нужно желание обеих сторон.
А , если одна сторона видит другую только в виде еды, то сотрудничество крайне проблематично.
Вопрос совершенно нелепый. Страны в принципе не сотрудничают между собой, а строят отношения. И главный критерий здесь выгода. Со странами Запада на данный момент отношения имеются торговые.
Про США скажу. Сотрудничество должно быть выгодным. А какой гешефт можно слупить со страны, у которой долгов 20 триллионов? Это больше, чем у всех стран Африки вместе взятых. Так что действительно, с Африкой сотрудничать выгоднее.
В Сенегале отель с рейтингом 9,1 - полторы тыщи рублей в сутки - 20 евро.
В Африке дофига полезных ископаемых. Россия не может списать долги с нищих негров, но она выбила из них право добывать полезные ископаемые и размещать свои военные базы. Это все окупится и ещё больше получим.
Уран, уран и ещё раз уран США не может его обогащать мы да поэтому Африка нам нужна.