С середины 90-х и до начала 2000-х годов вещание российских телеканалов и радиостанций в постсоветских странах было сведено к нулю. В свою же очередь, российские телекомпании практически перестали оплачивать средства на вещания за пределами России, кроме Белоруссии и ряда стран Средней Азии.
В конце 2000 года на слушаниях в Государственной Думе было впервые признано, что в постсоветских странах для российских СМИ
создаются крайне неблагоприятные условия - в Туркмении русскоязычного радиовещания вообще не было, в Азербайджане на русскоязычному вещанию телеканалов уделялось по 10 минут ежедневно и по 30 минут в неделю, в Прибалтике низкие доходы населения и изданий также не могли позволить удовлетворения потребностей русскоязычного населения в СМИ на их родном языке, в Казахстане, несмотря на высокие политические заявления Назарбаева о партнёрстве с Россией, также резко сокращалось российское телевещание путём языковых и временных квот. Было очевидно, что Россия проигрывает информационную борьбу за влияние в СНГ в отличие от западных СМИ.
2000-е годы ознаменовались высокими темпами экономического роста в России, что в свою очередь сказалось и на медиарынке: растущие рекламные доходы конвертировались в телесериалы, лицензионные телеформаты, которые принесли высочайшие рейтинги. Также стали появляться и международные версии российских телеканалов - РТР-Планета, ПКВС, НТВ Мир и другие, однако их аудитория более суженная, чем лет 20 назад.
Может ли восстановление вещания российских телеканалов на постсоветском пространстве в прежних объёмах обеспечить полноценную информационную безопасность России?