Потому что сознание - машина замедленного действия. Как говорят нейрофизиологи - прежде чем мы приняли какое-то важное решение, наш мозг принял его на две секунды раньше, причем без всякого участия воли, логики и эмпатии. В принципе, профессор Черниговская об этом часто говорит - и говорит абсолютно обоснованно. Но вот механизм превращения нейронной химико-электрической реакции в мысль, например "я никогда больше не буду курить" - он до сих пор не вполне понятен. Но это мы говорим об очевидных, лежащих на поверхности, решениях, суждениях вообще - там где молниеносную автоматическую работу мозга мы можем "оправдать" жизненным опытом и стандартностью повторяемых событий. Тем не менее даже здесь проблема, обозначенная в одной из лекций Черниговской вопросом: "кто же в итоге руководит человеком - его мозг или его личность? - тоже остается непроясненной.
Что уж говорить о бессознательных явлениях в нашей психике. На то они и бессознательные, чтобы проявлять себя автоматически, спонтанно, абсолютно неожиданно для самого владельца. Во снах опять же, требующих интерпретации. Правда, лично для меня Юнг более убедительно чем теория родовых программ, - там хотя бы есть апробированная методология. Суть же теории родового "программирования" - это психотравмированность наших предков, передающаяся нам с генной химией и спонтанно (бессознательно) влияющая на поведение человека. То есть, если ваша пра-прабабушка однажды не смогла на лету коня остановить, то это объясняет вашу иппофобию - боязнь лошадей.
Вообще в нейронауке, генетике, биологии и психологии на основе результатов изучения близнецов появилась схожая с "родовой запрограммированностью" теория социальной предварительной установки. Она определяет, что новорожденный уже является носителем тех направленностей, которые в дальнейшем развиваются в способности. То есть ребенок - это зерно будущей личности на уровне генов. Теория предустановки (генетической предзаданности личностного развития) объясняет такие явления человеческой природы как способности и талант, адаптивные и интеллектуальные задатки и направленности сознания. Все эти качества в химическом виде закладываются в генную структуру мозга еще в предродовый период жизни человека. И развертываются после рождения, причем не всегда в благоприятной для этого обстановке (бывает что и вопреки обстоятельствам). При этом если спросить человека - почему ему интересна математика и биология но не интересны химия и литература, - он не сможет ответить. Так получилось, меня тянет, меня привлекла особая красота этой науки. Эта тяга бессознательна, ибо источники ее закрыты для сознания.
Что же касается генетической информации о психотравмировании наших прабабушек и прадедушек, и якобы влиянии этой информации на нашу жизнь... Не знаю. Но все же с большой долей сомнения отношусь к этой теории. Например мои предки - крестьяне Нижегородской губернии в дореволюционные времена работали по двадцать часов в сутки (было вдоволь пашни, сад и скотина). Условия жизни были жесткими, суровыми, с шести- семи лет ребенок уже - помощник по хозяйству и с него взрослые могли сурово спросить, если что не так. Периодические физические наказания "до крови и шрамов". Почти половина детей умирала новорожденными. Лекарств не было, психологов не было, ходили к знахаркам. Войны, холера, тиф. Если сложить вместе все эти обстоятельства - получатся травмы, почти несовместимые с жизнью. Во всяком случае с точки зрения современной психологии. А таким образом в то время (в 1887 году например) жило 80 процентов населения. И, допустим, если бы я не знала, что моя бабушка потеряла троих своих сыновей от первого мужа, тоже погибшего от тифа, то возможно я не содрогалась бы ужасом, думая - как же она выжила после этого? На мой взгляд, событийная информация не передается в отличие от способностей к социальным взаимодействиям, к определенному виду творчества, интеллектуальным задаткам.
Как пишут в источниках: теория генетической предустановки, проверенная в ходе множества экспериментов с эмбрионами и близнецами доказывает, что уже на ранних стадиях беременности мы носим человека - будущего творца, ученого, художника, мыслителя, писателя, - по распоряжению природы или чего-то высшего.
Центральным достижением этого исследования является демонстрация того, что социальные действия выполняются уже во втором триместре гестационного возраста. Начиная с 14-й недели гестационного возраста, плод-близнецы планируют и выполняют движения, специально нацеленные на него. Эти данные заставляют делать вывод о генетической предзаданности социального поведения.
Это и есть настоящие родовые программы. Их структуры - это химия генов. Это кодированная информация. Потому она и не может быть объективизирована и осмыслена сразу же после рождения и проявления интереса к той или иной форме знания. Мы чувствуем свою предназначенность и смысл через тягу и интуитивный призыв к творчеству, технике, науке и любому определенному виду социального взаимодействия. Зачем-то, для природы или Бога, для рода человеческого, для его будущего, это имеет значение.