В самом начале своего ответа хочу сразу же отметить, что «плохой фильм» — это субъективное суждение, и я уверен, что многие с ним не согласятся.
Но если все-таки попытаться разобраться, то у фильма действительно много проблем — как производственных, так и сюжетных.
Начались они еще на этапе производства. Вспомним, что первым сценаристом и режиссером 9 эпизода был назначен Колин Треворроу. По сообщениям ряда источников, он даже успел написать (или почти написать) сценарий фильма. В его версии истории центральным столпом сюжета должна была стать генерал Лея Органа в исполнении Кэрри Фишер. Однако жизнь преподнесла неприятный сюрприз: в конце декабря 2016 года госпожа Фишер скончалась от сердечного приступа. Это стало серьезным ударом для производственной команды картины. По слухам, Треворроу не смог переписать свой сюжет таким образом, чтобы героиня Фишер переместилась с одной из центральных ролей на задний план, и в результате Треворроу покинул проект.
Новым кандидатом на пост постановщика 9 эпизода стал Райан Джонсон, снявший предыдущий фильм франшизы — «Последних джедаев». Точной информации нет, но, опять же по слухам, Джонсон очень хорошо сошелся с президентом компании Lucasfilm Кэтлин Кеннеди и членами сюжетной группы компании, отвечающими за целостность и взаимосвязь различных историй внутри вселенной «Звездных войн». Однако «Последние джедаи» Джонсона, несмотря на все дифирамбы, которые им пели критики, не понравились большинству кинозрителей, поэтому глава компании Disney Боб Айгер несколько невзлюбил режиссера и отказался отдавать в его руки финал саги о Скайуокерах. А между тем, пока шла подобная кадровая чехарда, время на производство картины неумолимо сокращалось — дата премьеры уже была определена. И в условиях такого цейтнота было принято решения позвать руководить съемочным процессом Джей Джей Абрамса, который снял первую часть трилогии сиквелов — «Пробуждение Силы». Первым делом Абрамс тут же попросил перенести дату премьеры картины — он, как и все остальные, понимал, что снять фильм вовремя не удастся. Студия пошла навстречу, но перенос оказался не таким большим, как того хотелось бы Абрамсу. То есть фактор времени до конца не сняли.
И вот Абрамс, позвав на помощь оскароносного Криса Террио, приступил к написанию сценария будущей картины. По сообщениям ряда инсайдеров, первая версия сюжета не включала в себя возвращение Императора Палпатина и должна была рассказывать о совсем ином антагонисте, роль которого предполагалось отдать британскому актеру Мэтту Смитту, известному зрителям по таким сериалам, как «Доктор Кто» и «Корона». Однако здесь в дело опять вмешался глава Disney Боб Айгер, отвергший этот сценарий. Абрамсу и Террио пришлось в срочном порядке переписывать сценарий и вводить в него Палпатина. Что, как многие понимают, сразу же обесценивает всю концовку оригинальной трилогии, где Люк Скайуокер победил зло и добро должно было восторжествовать. Но не тут-то было.
Также ряд источников сообщает: Абрамсу очень не понравилось, что Райан Джонсон в своей предыдущей картине практически полностью обрубил все сюжетные крючки, оставленные Абрамсом в «Пробуждении Силы». Кто такая Рей? Райан сказал, что никто. Кто такой Сноук? По мнению Райана, неважно, давайте просто убьем его и вычеркнем из сюжета. Что еще за рыцари Рен? Для них у Райана не нашлось даже секунды времени.
Абрамс словно решил практически полностью проигнорировать работу предшественника и одним фильмом показать свои собственные версии 8 и 9 эпизодов Саги. При этом режиссер будто бы хотел попытаться угодить буквально всем фанатам. Любите пейринг Кайло + Рей? Вот вам кусочек пирога. Шипперите Финна и По? Мы покажем вам пару интересных сцен. А может быть, вы до сих пор думаете, что Финн и Рей должны быть вместе? И на этот случай у нас есть, чем вас подразнить.
Дальше начались съемки фильма. И вот новая напасть — в августе этого года сценарий фильма едва ли не полностью утек в сеть. В нем было очень много странных и нелогичных решений, фанаты раскритиковали его в пух и прах. В результате студия Disney решила переснять часть фильма, но... в итоге поменялись лишь отдельные детали. Магистральная история осталась точно такой же.
Следом начался судорожный монтаж картины. По всей видимости, съемочная группа во главе с Абрамсом посчитала, что фильм вышел слишком длинным, поэтому под нож пустили практически все сцены, где не было какого-то экшена. Мотивация героев? Объяснение произошедшего? Небольшая передышка? Все это пошло под нож и осталось на полу монтажной. В результате редактирование фильма шло буквально до самой премьеры картины.
В итоге мы получили не связный сюжет, а, по сути, лоскутное одеяло из отдельных сцен, роялей в кустах, самоповторов и новых героев, единственной функцией которых является толчок сюжета в нужном направлении.
Также разочарование от фильма добавляет анализ заявлений его создателей, сделанных перед премьерой. Режиссер Джей Джей Абрамс обещал связать все три трилогии «Звездных войн» воедино. Фильм этого не делает. Кто-нибудь вообще заметил какие-то глобальные связи с трилогией приквелов? Их попросту нет. Тот же Абрамс обещал раскрыть подробности прошлого Финна. Ничего подобного также нет в фильме. И примеров лукавства создателей можно вспомнить еще очень и очень много.
Подводя итог, можно резюмировать, что людям, ответственным за фильм, банально не хватило фантазии и смелости сделать что-то оригинальное. Вместо этого они решили перестраховаться, пойти на поводу у фанатов — и в результате мы имеем тот продукт, который имеем.
P.S. В качестве плюса картины хочется все-таки отметить ее визуальную составляющую: работа оператора-постановщика и спецэффекты не вызывают никаких нареканий. Картинка выглядит ярко, красочно и сочно. Ей хочется любоваться снова и снова. А вот пересматривать фильм целиком желания, увы, не возникает.