Если говорить о том, "почему нельзя играть в одну игру на разных платформах" - все очень просто и закономерно, старо как мир. Любой софт (программа, приложение, игра) - это не более чем данные и код, их обрабатывающий должным образом, например, рисующий трехмерные треугольники и программирующий видео-эффекты. Как бы печально ни звучало, но такой код компилируются исходя из конфигурации, на которой он сможет работать, и только для нее. Есть различные системы (ОС), выпускаемые различными компаниями, и технологии и API (программный интерфейс) у них разный. Каждая система имеет разный интерфейс и программу для нее нужно "собирать" отдельно, причем заранее расчитывая конфигурацию системы, где она будет работать. Чего стоит только качество видеоадаптера (GPU), который для инновационных релизов в мире 3D очень важен.. Впрочем это уже склоки разработчиков и платформ.
Существуют проекты от разных компаний по созданию кросс-платформенных языков программирования, то есть создания программ, использующих промежуточные интерфейсы. Такие программы можно запускать на разных устройствах, и, благодаря обобщению (упрощению) доступа к API, они могут функционировать. Проблема в том, что этот подход не подходит для игр, ввиду различных обстоятельств (например, низкой производительности).
Но не только технические (технологические) различия мешают нам играть в игру на другой консоли. Существует четкий стандарт, в рамках конкуренции, не давать пользователям возможность покупать игру для всех платформ сразу. Если производители договоряться об одном программном интерфейсе, позволив разработчикам делать кросс-платформенные игры хотя бы для всех консолей, и предложат игрокам покупать игру только один раз сразу для всех платформ, много кто банально обанкротится.
Более того, каждая компания создает свое коммьюнити (сообщество игроков), то есть социальную сеть, которая приносит намного больше денег, чем игрострой, и вообще более надежный бизнес (пример - Valve). Покупая игру, и консоль, пользователя знакомят с коммьюнити и позволяют ему начать им пользоваться и далее вопрос о выборе консоли и платформы у пользователя точно не возникнет - это классика.
Невозможность играть в одну игру по сети с разных консолей обусловлена именно технологическими различиями и сборкой/релизом под кажду платформу в индивидуальном порядке.