Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему поход Аскольда и Дира на Царьград датирован 860 годом, если они прибыли с дружиной Рюрика только в 862 году?

ИсторияНаука+2
No Matter
  ·   · 2,1 K
Ph.D, историк-византинист, автор сайта о биткоине...  · 24 янв 2017

Данные о том, что Аскольд и Дир пришли именно с Рюриком восходят к "Повести Временных Лет", которая была составлена значительно позднее описанных событий. Кем они были на самом деле сказать сложно, равно как и то были ли они вождями похода на Царьград. 

Вопрос о том, когда был поход, тоже остается открытым. Византийские источники (Продолжатель Амартола) и европейские источники говорят о том что русы пришли морем к Константинополю в 860 год, когда император Михаил III находился в походе против арабов. Русы смогли не только войти в Босфор, но и проникли в залив Золотой Рог, что позволило им грабить богатые пристани Константинополя и монастыри в ближних пригородах византийской столицы. Сам город они взять не могли - он был защищен по всему периметру мощными стенами, значительная часть которых сохранилась до сих пор. 

Император спешно вернулся в город и вместе с патриархом Фотием смог защитить его. Церковная традиция говорит о чуде, произошедшем после молитвы патриарха и императора в церкви Богородицы во Влахернах (храм на этом месте стоит в Стамбуле до сих пор). После того как патриарх омочил в водах Золотого Рога ризу Богородицы, на море разыгралась буря разметавшая суда.  Русам стоит посочуствовать - шторм в узком и длинном заливе Золотой Рог и в Босфоре на уровне Константинополя может представлять опасность и для современных судов, не говоря уже о деревянных кораблях. После шторма русы отступили, а их правитель, который после поражения похода во время шторма в проливе Босфор был крещен. Имя правителя не называется, но считается что это был Аскольд или Дир

Проблема в том, что "Повесть Временных Лет" датирует этот поход 866 годом, а приход Рюрика - 862 годом, в то время как европейские и византийские источники говорят о 860 гожду. Таким образом, налицо явное несоответствие систем датировок в "Повести Временных Лет" с одной стороны и данных европейских и византийских источников - с другой. Такие расхождения имеют место быть - и напоминают нам, что наши знания о прошлом весьма относительны. Вопрос о том, является ли это хронологическое несоответствие сознательным или нет, требует более детального рассмотрения.