Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему Оман богатый,а Йемен бедный?

Ближний востокАзия+1
Владислав Крутиков
  ·   · 4,6 K

Трагические события, начавшиеся в Йемене в 2011 году в условиях так называемой Арабской весны, привели к расколу страны и многомесячной гражданской войне, вспыхнувшей в сентябре 2014 года. В 2016 г. произошел также полный развал экономики Йемена, сопровождавшийся катастрофическим падением уровня жизни населения.

Экономика Йемена во все периоды своего существования относился к разряду наименее развитых и самых бедных арабских экономик. Из 22 стран, которые входят в состав Лиги арабских государств, только Судан и Мавритания имели меньший ВВП на душу населения, чем Йемен - по последним данным Всемирного Банка - 1300 долл. США в 2013 г. Госбюджет до 2014 г. финансировался на 70% за счет добычи нефти и природного газа, а также за счет иностранной помощи - 3.25 млрд долл. США по данным за 2012 г., поступавшей в основном из Королевства Саудовская Аравия - КСА.

Бессменный президент сначала Северного, а затем и всего объединенного Йемена Али Абдаллах Салех был вынужден под внутренним и международным давлением уйти в ноябре 2011 г. со своего поста. Но уже в конце 2014 г. он вернулся к активной борьбе за власть, объединившись со своими прежними политическими противниками из числа зейдитских шиитов. Их политическая организация «Ансар Аллах» - «Помощники Аллаха» обрела известность как «хуситская» - по фамилии основателей движения из рода Аль-Хуси. Хуситы встали во главе северойеменских племен из провинции Саада и в сентябре 2014 года повели за собой несколько десятков тысяч вооруженных боевиков, которые к началу 2015 года установили контроль практически над всем Йеменом, включая его южную столицу Аден. Неподконтрольными хуситам оставались только отдаленные юго-восточные провинции - Шабва, Хадрамаут и Эль-Махра.

Президент Абд Раббо Мансур Хади после отстранения от должности нашел прибежище в КСА. В марте 2015 года Королевство возглавило арабскую коалицию, которая осуществила сначала военно-воздушную операция под названием «Буря решимости», объявив всю территорию Северного Йемена закрытой для полетов, а затем коалиция перешла к наземной операции. Ее осуществляли подразделения йеменской армии, подчиняющиеся президенту Хади, отряды йеменского народного ополчения совместно с десятитысячным воинским контингентом из ОАЭ, Катара, Бахрейна, Египта, Судана и Марокко. К началу 2016 г. силы межарабской коалиции объявили о завершении своей миссии в Йемене, освободив богатые нефтью территории провинции Мариб. Но саудовская авиация продолжила авианалеты на города и объекты, находящиеся на территориях, контролируемых хуситами, включая столицу Йемена Сану. Ракеты часто попадали в гражданские объекты - школы и больницы, в результате чего гибли дети и мирные граждане. Самый большой международный резонанс вызвала саудовская атака 8 октября 2016 г. на здание, в котором проводились траурные мероприятия с участием высокопоставленных йеменцев, и там погибли более 200 человек, включая губернатора Саны. По оценкам ООН число погибших в Йемене в ходе вооруженного конфликта составило более 10 тыс. человек.

Вооруженные силы, подконтрольные президенту Хади, лишившись в начале 2016 г. международной поддержки, по инерции продолжают боестолкновения с хуситами в окрестностях городов Ибб и Таиз, расположенных между северной и южной частями Йемена, но их дальнейшее продвижение вперед к концу года остановилось.

В апреле 2016 г. в Кувейте начались мирные переговоры между представителями правительства президента Хади, сторонниками хуситов и партии «Всеобщего народного конгресса», которую возглавляет экс-президент Салех. Переговоры проводились при посредничестве спецпосланника ООН в Йемене Исмаила Ульд аш-Шайха. В соответствии с подготовленной им дорожной картой стороны должны были прекратить боевые действия под контролем международных наблюдателей, сдать тяжелое вооружение и приступить к формированию правительства народного единства с участием конфликтующих политических сил, включая хуситов и экс-президента Салеха. Категорический отказ президента Хади обсуждать предложения ООН под предлогом того, что дорожная карта «дает преимущества повстанцам хуситам, но нарушает законные права йеменского народа», поставил точку в мирном процессе. В октябре власти Кувейта объявили, что не намерены далее участвовать в организации йеменских переговоров. Последняя встреча спецпосланника ООН с представителями хуситов, прошедшая в ноябре в столице Омана Маскате, окончательно засвидетельствовала провал миссии Ульд аш-Шайха.

Предполагая неудачу мирных переговоров, хуситы приступили к формированию собственных структур власти в северной части страны, тогда как президент Хади, покинувший столицу Йемена Сану еще в феврале 2015 г. и обосновавшийся фактически в Саудовской Аравии, объявил крупнейший южнойеменский город Аден «временной столицей», в которой продолжило работу заново сформированное правительство. В Сане возобновил свою работу высший законодательный орган - парламент. Формальный кворум сохранился в нем благодаря тому, что большинство мест - 170 из 300 в палате представителей принадлежало сторонникам экс-президента Али Абдаллаха Салеха и его партии «Всеобщий народный конгресс». 6 августа 2016 г. хуситы объявили о создании главного руководящего органа страны - Верховного политического совета из 9 членов во главе с бывшим советником президента Хади Салехом ас-Самадом - сторонник хуситов. После окончательного провала мирных переговоров в Сане было сформировано прохуситское правительство национального согласия в составе 42 человек во главе с бывшим губернатором Саны Абдельазизом бен Хабтуром. Подобные действия хуситов были признаны в мире и в арабских странах незаконными.

Тем временем кризис сказался и на нефтегазовой сфере. С конца 2015 г. в Хадрамауте, Шабве и Марибе прекратилась добыча и переработка из-за непрерывных боевых действий между армейскими формированиями, подчиняющимися президенту Хади, с одной стороны, и вооруженными группировками хуситов, действующими в союзе с формированиями Салеха, с другой. Остановился нефтеперерабатывающий завод в Адене. В декабре 2015 г. французская компания Total S.A. окончательно ушла из Йемена после 29 лет участия в нефтегазовом секторе страны. Еще раньше нефтяной рынок Йемена покинули более мелкие иностранные компании. В 2016 году экспорт нефти и газа из Йемена полностью прекратился, нефтяные порты в провинциях Хадрамаут, Шабва и Мариб остановили свою работу. Правительство в 2016 году не получило никаких экспортных доходов от нефтегазового сектора. Арабский телеканал «Аль-Джазира» сообщал в сентябре 2016 г. о предварительной договоренности со швейцарской компанией «Гленкор» относительно продажи 3 млн баррелей сырой нефти. Эта новость вызвала возмущение руководства нефтеперерабатывающего завода в Адене - простаивал до августа 2016 г., которому был обещан 1 млн баррелей для обеспечения йеменских электростанций. В сентябре 2016 г. впервые после начала гражданской войны добывать нефть начали только на одном месторождении в Масиле.

К началу 2016 г. потери от остановки промышленных и сельскохозяйственных предприятий, развала сферы обслуживания составили более 7.4 млрд долл. США. Главной экономической проблемой Йемена стало сокращение внутреннего производства продовольствия и рост зависимости от его импорта. Собственное производство потребительских товаров, которое и до начала войны было недостаточным для обеспечения внутренних потребностей, сократилось до минимума; полностью остановился экспорт кофе и рыбопродуктов. Доля импортированного продовольствия на местном рынке выросла за 2016 г. с 80 до 90%. Все это усугубилось финансовым и банковским кризисом.

Хотя президент Хади объявил Аден «временной столицей» страны, парламент и Центральный банк Йемена - ЦБЙ в течение полутора лет с начала гражданской войны оставались в официальной столице Йемена Сане. Деятельность ЦБЙ как финансового регулятора продолжалась в Сане до сентября 2016 г. под руководством управляющего Мухаммада бин Хумама. ЦБЙ оставался единственным общейеменским институтом, который обеспечивал экономическое единство государства. 18 сентября 2016 г. Хади объявил о переводе ЦБЙ в Аден и назначении нового управляющего, которым стал министр финансов Мунассир аль-Куайти. Последний заявил, что все денежные резервы банка были растрачены под давлением хуситов, которые ежемесячно изымали из ЦБЙ по одному миллиону долларов США для ведения боевых действий, в результате чего валютные запасы, которые составляли 4.2 млрд. долл. США в начале 2015 г., сократились к концу июня 2016 г. до 1 миллиарда. Значительная часть этого остатка состояла из депозита КСА в ЦБЙ, что вызвало беспокойство саудовской стороны. В своем первом заявлении для прессы, которое новый управляющий аль-Куайти сделал в йеменском посольстве в столице КСА Эр-Рияде, он обвинил хуситов и прежнего управляющего в полной растрате валютного запаса государства, а также в том, что ЦБЙ задержал выплату заработной платы - ее ежемесячный объем составляет 300 млн долл. США, за август-сентябрь 800 тысячам государственных служащих, полиции и армии. Перевод ЦБЙ из Саны в Аден вынул последний камень, на котором еще держался общий экономический фундамент единого Йемен, еще больше усугубил раскол страны. Она, напомним, вплоть до 1990 года была разделена на Северный и Южный Йемен.

К середине 2016 года стала очевидной и угроза гуманитарной катастрофы. 80% населения страны, более 20 млн человек, нуждались в неотложной помощи; 14 млн. человек были лишены достаточного питания, количество внутренне перемещенных лиц превысило 3 млн., а число беженцев перевалило за отметку в 300 тыс. человек. Более 2.5 млн йеменцев остались без жилья.

Первые признаки гуманитарной катастрофы стали проявляться в сфере социального обеспечения. К началу 2016 г. из 3652 медучреждений 900 прекратили оказывать свои услуги; не проводится вакцинация, в результате чего 2.6 млн детей младше 15 лет находятся в зоне риска эпидемического заражения. В сфере образования из 1671 школы 287 были разрушены, 544 использовались как убежища для беженцев, 33 заняты вооруженными группировками. Многочисленным разрушениям в результате боев и авиаударов подверглись жилые здания в основных йеменских городах - Сане, Адене, Таизе, Ходейде и др. Восстановление жилого фонда потребует около 3.6 млрд долл. США.

Экономика Йемена существенно ухудшилось из-за сокращения производственной деятельности в стране. Значительная часть трудоспособного населения оказалась втянутой в вооруженную борьбу, иностранные компании ушли из страны. Курс местной валюты - йеменского риала - по отношению к доллару США упал с 2014 г. с 200 до 250 в середине 2016 г., а на черном рынке - до 310. Вследствие этого выросли цены на основные продукты питания - муку, рис, мясопродукты, поскольку почти все они завозились из-за границы. В 2016 г. из 26 млн населения Йемена 85% находились ниже черты бедности, т.е. имели доходы менее 1.9 долл. США в день на одного члена семьи.

Ситуация в Йемене и отношение к ней международных и межарабских организаций показывает, что в условиях прекратившегося мирного процесса военный конфликт будет приобретать тлеющий характер и продолжится в ближайшей перспективе. Возрождение экономики Йемена будет зависеть от прекращения гражданской войны и иностранного военного вмешательства. Все острее становится проблема сохранения единого Йемена, который существует как одно государство с 1990 г. Повторное разделение, каким бы болезненным оно ни оказалось, приведет к разновекторной политической и экономической направленности каждой из вновь образованных частей. Северный Йемен, который находится в настоящее время под властью хуситов - шиитов зейдитского направления, будет развивать сотрудничество с шиитским Ираном. Несмотря на отсутствие прямых доказательств, саудовские и другие арабские СМИ упорно обвиняют в поддержке хуситов именно Тегеран. Такая поддержка, в том числе военная и экономическая, будет, очевидно, продолжаться и после завершения конфликта и возможного разделения страны на две части. Имевшие место визиты руководства хуситов в Москву не получили подробного освещения, поскольку переговоры шли только на уровне заместителя министра иностранных дел РФ М.Богданова, но совершенно очевидно, что российское руководство прохладно относится к более активному вовлечению РФ в йеменский конфликт.

Южный Йемен, с наибольшей долею вероятности, останется под властью действующего президента Хади, который является ставленником КСА и соседних аравийских монархий. Исходя из этого, и экономическое возрождение Южного Йемена будет полностью зависеть от этих союзников, а точнее, сюзеренов. Но при любом исходе, экономическое восстановление Йемена будет невозможным без международной помощи, которая принесет плоды только после установления мира и согласия на многострадальной земле Йемена.

По информации М.Ф. Муртазина.

А у Омана просто все хорошо. Экспортирует нефть и развлекается.

"А у Омана просто все хорошо. Экспортирует нефть и развлекается". -------------------------------------------------... Читать дальше