Владимир Баскаков, основатель одного из направлений телесной психотерапии: танатотерапии (работа со страхом смерти, умирающими и пр.), рассказывал лет 13 назад на обучении.
После катастрофы теплохода "Адмирал Нахимов" в 1986 году, когда погибли 423 человека, было заказано специальное исследование: как можно прогнозировать поведение человека, оказавшегося в смертельной опасности. - Вот как раз ваш вопрос: кто поведёт себя трусом, кто смельчаком... Баскаков в эту комиссию то ли входил, то ли возглавлял, врать не буду: уж как его тогда услышал. ...Да, посмотрел сейчас его биографию: "с момента образования в течение ряда лет возглавлял психологическую службу Министерства морского флота СССР"... Так вот, с его слов, истрачено было около миллиона рублей - тех, - напомню, средняя зарплата инженера была 120) Ответа комиссия найти не смогла.
Точнее, если считать, что в науке отсутствие результата тоже результат, - не смогли найти достоверных тестов, способов проведения интервью, оценки биографии, ценностей, психотипа и пр., которые позволили бы обоснованно предсказывать поведение человека в смертельно опасной ситуации.
Ну а вообще "почему"?.. - Всё же разный темперамент, уровень тестостерона (и агрессии), разные ценности и разный жизненный опыт. Разное самовоспитание, в конце концов. Я, например, трус, вообще-то, но семь лет в сёлах, райцентрах, акушером-гинекологом работать, тут днями-ночами особо не потрусишь, слишком страшные могут быть последствия. Приходилось становиться - в профессиональных ситуациях - и решительным, и уверенным, и т.п. А по жизни так и трусоват, да...
Лев Ландау тоже был трусоват, но он говорил так: "Лучше быть трусом, чем мёртвым".