В обществе существуют консерваторы-охранители, которые отвергают, как всё авантюрное под видом новизны, так и всё новое полезное под эту марку, кичась своими старыми знаниями. Слабое высмеивают, более сильное критикуют, самое сильное начинают испытывать практически, в конце концов, заменяя старое.
Человек в своей жизни в первую очередь опирается на все стереотипное, что обусловливает легкость и скорость в решении возникающих задач. И только когда условия существенно изменились, и по-старому возникшие проблемы не разрешить, тогда возникает потребность в соответствующих новациях, требуется творческое напряжение ума, теоретическое обоснование и практическая проверка. То есть нужна достаточно емкая работа и определенный риск.
Но следование устаревшим стереотипам в новых условиях является еще большим и неразумным риском прийти к ущербным результатам.
Чрезмерный консерватизм и ретроградство уводит в примитивное прошлое с повторением грубых ошибок, при этом игнорируются реальные возможности для реального развития с новыми знаниями в новых условиях.
Но не стоит сам консерватизм делать отрицательным, поскольку он играет роль в сохранении базовых знаний, в закреплении новых развитых знаний и соответствующей практики, предостерегает от революционных авантюр. "Смысл консерватизма не в том, что он препятствует движению вперёд и вверх, а в том, что он препятствует движению назад и вниз, к хаотической тьме, возврату к состоянию, предшествующему образованию государств и культур" - Николай Бердяев.
В этом здравом смысле и новаторское революционное движение не является авантюрой, тем самым ретроградством, если дает реальное обновление.
Как известно, правые - консерваторы, левые - новаторы. Если раньше левые предусматривали коренные изменения, то современные левые преследуют эгоистичные цели в рамках капитализма. Их авантюрное новаторство под видом новизны, напротив, приводит к откату в прошлое с упразднением более развитых знаний и достижений до эгоистичных понятий. Такое новаторство капиталисты считают левым движением, что не соответствует социалистическому воззрению.
Коммунисты называли себя левыми, но давно превратились в правых, когда стали тоталитарными (консервативными) в своей основе. А наиболее реальными и целесообразными являются сознательные левые силы, которые способны толково использовать консерватизм, не теряя новаторства.
Если консерватизм чрезмерен в обществе, то новаторскими силами могут быть только левые силы. Но на фоне чрезмерного анархизма прогрессивными становятся консервативные силы, отстаивая ранее достигнутое совершенство и закрепляя какие-то новые достижения.
В будущем разделение на правых и левых будет не нужно, когда будет налажен нормальный процесс развития через своевременное познание и обновление.