Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему ничего не слышно о многомиллионных продажах картин старых мастеров? Меньше ценятся, или меньше циркулируют?

ИсторияИскусство и культура+2
Андрей Деснин
  ·   · 1,0 K
Специалист по современному искусству  · 17 янв 2016

Меньше циркулируют. Абсолютное большинство первостепенных работ старых мастеров навсегда "осели" в музеях: даже если они когда-то находились в частных коллекциях, в большинстве случаев эти коллекции в какой-то момент были переданы существующим музеям или легли в основу новых музеев, откуда они могут снова попасть на рынок только в самых тяжелых ситуациях.

Кроме того, великих работ прошлого по объективным причинам куда меньше, чем работ классиков 20 века - и в силу исторических перипетий, и в силу творческих особенностей. Так, существует 34-37 дошедших до нас картин Вермеера, все они в крупнейших музеях (только одна спорная - в частной), если любая из них когда-нибудь попадет на аукцион, она побьет все существующие рекорды. Поэтому, кстати, единственный способ достать Вермеера в свою коллекцию - украсть его: wikipedia.org В то же время известно около 1800 только живописных работ Пикассо, не считая графики и скульптуры: естественно, это означает, что значительные работы регулярно попадают на рынок.

Это в том числе означает, что амбициозных и последовательных коллекционеров современного искусства куда больше - ведь собрать значительную коллекцию в этой сфере вполне возможно, в отличие от коллекции старых мастеров. В результате возникает конкуренция, которая взвинчивает цены наверх.

Тем не менее, каждый раз, когда великая работа попадает на рынок, она стоит очень дорого. Так, пастельная версия "Крика" Мунка в 2012 году установила рекорд, став на тот момент самой дорогой работой, когда-либо проданной на аукционе (120 миллионов). Ясно, что любая из масляных музейных копий стоила бы куда больше.

В 2013 году якобы за 130 миллионов частным образом был продан "Спаситель мира", якобы написанный Леонардо. Проблема в том, что его происхождение не слишком ясно (еще в 1999 его продали за 300 тысяч как работу другого художника; более менее окончательно его атрибутировали только в 2011 году), и в любом случае - это не самая лучшая работа художника. Тем не менее, если бы она попала на аукцион, она стоила бы гораздо гораздо больше.

В общем, приличного Пикассо, Кунинга, Твомбли или Поллока с определенной регулярностью можно достать на каждые торги современного искусства - поэтому именно на них каждый раз крутится больше всего денег и они получают больше всего внимания (как со стороны организаторов, так и со стороны участников). При этом нельзя забывать об аспекте скандальности: каждый раз, когда очередной Ротко становится топ-лотом торгов современного искусства и достигает цены в 70-80 миллионов, об этом начинают писать все подряд, в том числе и желтая пресса, и новостные издания, обычно не интересующиеся культурой.

Мунк — не старый мастер.

квир/мировая культура/политика, писательница из...  · 17 янв 2016
Почему же, вот, к примеру, список самых дорогих картин старых мастеров: theartwolf.com Лидируют, превышая стомиллионный лимит Рембрандт и Караваджо. Впрочем, конечно, этот рынок довольно ограничен, и цены на картины старых... Читать далее
Денис в комментариях к ответу выше хорошо разобрал инвестиционный момент. А "мой бойфренд сказал" - как форма... Читать дальше