Конечно, глаза на затылке пригодились бы, что-бы вовремя заметить хищника, который собирается на вас напасть, или чтобы не потерять из виду плетущегося за вами ребенка. Но следует помнить, что естественный отбор никогда не действует напрямую, так чтобы формирующийся орган был пригоден для выполнения какой-то одной функции и в этом отношении был совершенен.
Органы, способные реагировать на свет, звук, запах, вкус, прикосновение, не появились в одночасье, так, будто кто-то «лепил» их по заранее заданной схеме. Части тела создавались из доступных компонентов клеток и тканей существующих форм жизни путем комбинаций древних и более поздних вариантов сенсорных клеток и органов, каждый из которых по-своему замечателен. Это не были безупречные системы восприятия света или звука, просто они представляли собой структуры, способные выполнять определенные функции.
Первая светочувствительная клетка скорее всего возникла в результате случайной мутации у каких-нибудь ранних многоклеточных. Способность к световосприятию давала организму селективное преимущество, поначалу малоощутимое. Свидетельство тому — многократное независимое появление этого свойства у позвоночных в ходе эволюции, в частности развитие хорошо известных нам органов зрения, основанных на применении линз в той или иной форме.
Несмотря на то что светочувствительные клетки, вероятно, находились в разных позициях у представителей разных форм жизни, естественный отбор благоприятствовал тем из них, которые воспринимали свет, идущий спереди, а не бьющий «в затылок». Преимущественное движение в направлении «вперед», вероятно, стало причиной фиксации светочувствительных клеток в привычном для нас месте. К тому же, повернув голову на 90° и используя периферическое зрение, мы вполне можем увидеть, что происходит позади нас, не разворачиваясь на 180°. Но вот что интересно: похоже, способностью «видеть затылком» обладают родители и педагоги — по крайней мере так кажется их детям и ученикам.
Так кажется и самим педагогам...