Если рассматривать ситуацию с сохранением в Москве карантинных мер как политическое решение, то в нынешней ситуации политическим решением являются больше сами рекомендации Роспотребнадзора, а не решение Сергея Собянина. У нас нет никаких медицинских оснований для того, чтобы досрочно снимать карантинные меры по всей России — эпидемическая обстановка в последние дни ухудшается, и Москва находится в центре этого. Можно даже сказать, что Москва представляет собой отдельный очаг эпидемии коронавируса, она контагиозна.
Но федеральному центру нужно объявить победу над эпидемией, и по возможности сделать это так, чтобы победа была приписана ему, поэтому федеральные власти разрешают губернаторам ослаблять меры, оставаясь при этом на виду. Однако статистика по коронавирусу в регионах не вызывает доверия, и поэтому естественно, что мэр Москвы сохраняет различные антиэпидемические меры и будет сохранять их и впредь.
Собянин проявляет благоразумие перед лицом страшной угрозы — медицинская система Москвы напряжена, она находится на пределе, врачи и медперсонал тоже у точки срыва, это можно видеть по их жалобам в соцсетях. Если Собянин не хочет выглядеть как человек, пренебрегающий здоровьем горожан, он должен сохранять и даже наращивать бдительность.
Безусловно, Путину не нравится усиление Собянина, но для Собянина сегодняшняя ситуация — не пиар-акция, это борьба с реальной проблемой. Если бы эпидемия не продолжалась, Собянина сейчас просто заменили более бесцветной и покладистой фигурой вроде губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова. Но пока не ясно, когда мы справимся с эпидемией и будет ли вторая её волна, Собянин на своем месте будет держаться прочно, какие бы жесткие решения он не принимал и как бы много недовольства ими не вызывал.
Путин сейчас сам находится не просто в самоизоляции, а в некоего рода изоляции от страны — он предоставил главам регионов и ведомств все права на то, чтобы самим разбираться с проблемой и оставил их с этим. Губернаторы и немногие категории граждан, в том числе и врачи, — это те, кто сейчас спасает страну, а Путин принял на себя безопасную роль человека, который разрешает свободу, но не помогает в реальности прийти к этой свободе. Бизнес — особенно малый и средний — разрушен, разорен, и, конечно, необходимо возвращать его к работе, но при этом нельзя разрушать и то, что было сделано в борьбе с эпидемией.
У Кремля есть и другая задача — как можно скорее провести голосование по поправкам в Конституцию. Но нужно понимать, что за это в нынешнее время придется заплатить человеческими жизнями. И если Собянин делает все, что может, чтобы контролировать ситуацию, то есть и те главы регионов, которые хотят рискнуть здоровьем других и их жизнями — и они сейчас будут действовать по своему усмотрению.
С моей точки зрения причин этому несколько:
Обострение политической войны за место "под соонцем";
Опробация влияния на действия людей в"режиме ЧС;
Ознакомление на реакцию людей в режиме "скручивания гаек".
Разница между Москвой и регионами в плотности населения и количестве заболевших. Неужели не ясно, что вероятность заболеть в мегаполисе, который стал воротами инфекции в страну, выше, чем в Верхнем Волочке?
Потому, что в Москве ежедневно до сих пор более 2000 новых заболевших, а в самых неблагоприятных регионах максимум до 500. Разумно в условиях одного из крупнейших на планете мегаполисов.