Представим, что у нас есть деревня. Одна ее половина - печет хлеб, другая ловит рыбу. Это самая простая экономическая модель, в которой прекрасно работает бартер, средство обмена тут не нужно.
Прошло сто лет. Деревня выросла и, помимо хлебопеков и рыбаков в ней есть: мясники, ткачи, брадобреи, трактирщики, каменщики. Тут начинается проблема, потому что ткач не всегда будет готов поменять три метра льна на кованный подсвечник - ткачу он может быть просто не нужен. Тогда мы придумываем какую-то самоценную (читай - ограниченную) единицу, через которую будем меняться. Например, золото.
Чтобы каждый умник не привозил свое золото - наш тумба-юмба вождь ставит на отмеренные слитки свою печать - приходят монеты.
Но сразу возникнет новая беда - кольцо, отлитое из монеты, может стоить >1 ее номинала. Например, две монеты. В результате - монеты просто будут вымываться из оборота.
Тогда мы говорим: вот бумажка с подписью Тумба-Юмбы III "Красивого", которая равна 1 золотой монетке. Золото мы будем хранить у себя в резерве, а вы, как понадобится - сможете поменять бумажку на монету в специальной кассе. Это "золотой стандарт".
И жили мы так до начала XX века, до эпохи взрывного роста производительности труда. Которая полностью перевернула структуру потребления, сделав массово-обиходными предметы, о которых предыдущее поколение не слышало. До века, в который мы въехали на телеге, а в 1913 году - уже заработал конвейер тов.Форда.
Теперь простая экономическая задачка: в нашей экономике делают только трубы и молоко, 1 000 литров молока и 1 000 метров труб в год. Для обмена молока на трубы у нас есть 1 000 золотых монеток. Что будет, если вы откроете еще одну фабрику труб, а я - еще один молокозовод? И, при неизменном количестве средства обмена, объем производства того и другого вырастет на 20%? Правильно, дефляция, дефицит ликвидности, кризис перепроизводства.
Теперь переложите эту задачку на экономику США начала XX века, умножив на миллионы. И вы получите то, что и случилось - великую депрессию. Великий дефицит ликвидности.
Промышленные объемы производства - требуют промышленного снабжения средством обмена.
Валюта обеспечена тем, что вы можете на нее выменять, и тем она лучше, чем больше экономических субъектов готовы меняться. Очень просто: рубль и гривна - средства обмена только в стране эмиссии (печати) - они говнецо, за доллар США вам водички и в Чаде нальют - он хорош.
Никакого обеспечения через третью величину современная валюта не требует. Хотите больше узнать, как работают монетарные системы - отправляю вас к трудам Милтона Фридмана.