Во-первых, кто такие "богатыри"? А. Снисаренко в своей книге "Третий пояс мудрости" цитирует этнолога Карла Йеттмара, который участвовал в германской экспедиции на Гиндукуш: "Само слово «богатырь» (тюркское «багадур») — означает храбрый воин. В религиях Кафиристана сохранился первоначальный смысл этого титула: право на него вместе с почетной одеждой и знаками отличия получал тот, кто «мог доказать, что он убил четверых». Восемь убийств приносили титул дури— багадур, двенадцать — три— багадур. И для каждой из этих ступеней, пишет К. Йеттмар, «более пышными становились головной убор для танцев, сделанный из перьев фазана, вышитые на почетной одежде узоры и бубенчики на поясе и штанах. Багадур всегда танцевал в роскошном уборе и с церемониальным топором в правой руке». Он получал титул верховного жреца. ПОСЛЕ СМЕРТИ НЕКОТОРЫЕ ИХ НИХ СТАНОВИЛИСЬ БОГАМИ, символизируя чаще всего умирающую и воскресающую природу, например Сиявуш, которому в новогоднюю ночь приносили в жертву петуха, пробудителя зари и вообще всякой жизни, после чего всходило солнце нового года."
Во-вторых, где сохранились и были записаны "былины" = старины? С.И. Дмитриева в своих работах: "Географическое распространение русских былин" и "Фольклор и народное искусство русских севера" показала локализацию распространения былин - это Новгородская земля и ареалы по Верхней Волге и Дону, заселенные выходцами новгородцев. Причем не просто новгородцев, а потомков новгородского воинского сословия.
А что есть в иностранных источниках? Есть частично опубликованное на русском языке древненорвежское эпическое произведение «Сага о Тидреке Бернском», где упоминаются главные герои русского эпоса князь Владимир = Waldemar и Илья Русский = Ilias von Riuzen. Сага была записана в 1250 г., но западные исследователи относят ее возникновение ко времени не позже Х века, а ОСНОВАНА ОНА НА ДРЕВНЕГЕРМАНСКИХ ЛЕГЕНДАХ V в. Действие саги развертывается непосредственно на Русской земле (Ruszialand), упоминаются Новгород (?) = Holmgard, Смоленск = Smaliski, Полоцк = Palltaeskiu и др. места. Илья Русский – герой ряда произведений германского эпоса, прежде всего поэмы "Ортнит", записанной в 1220 – 1230-х годах, но сложившейся намного ранее.
В третьих, о каких былинах мы сейчас говорим? Ученые подразделяют их на следующие циклы:
- Былины о старших богатырях = Святогоре, Волхе Всеславьевиче, Михайле Потыке, Вольге Святославиче.
- Былины о главных героях русского эпоса = Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алёше Поповиче.
- Былины героического цикла = «Василий Казимирович», «Суровец Суздалец», «Сухман» и др.
- Былины киевского цикла: «Дунай», «Соловей Будимирович», «Дюк Степанович», «Чурила Плёнкович», «Ставр Годинович» и др.
- Былины новгородского цикла о Садко и Василии Буслаеве.
В четвертых, какое время и место действия описано в былинах? По остаткам языческих обрядов, упомянутых в былинах представители разных школ, анализировавшие тексты разными методами, пришли к выводу о формировании древнейшего былинного эпоса в середине I тыс. н.э. В это время никакого Киева-на-Днепре не существовало! Зато существовали многочисленные Киевы-на-Дунае.
Таким образом:
1) Этнографические особенности социокультурной архаики в былинах и параллели былинам в эпосе славянских и скандо-германских народов Средней Европы позволяют говорить о них как о племенном эпосе варягов-руси, известных в западных латиноязычных источниках, как руги.
2) Сравнительный анализ данных русских былин и параллельных им данных средне-европейских эпосов позволяет предположить, что первоначальной темой этого эпоса были столкновения русов с готами и гуннами на Среднем Дунае во времена Великого переселения народов и темы внутриплеменной жизни.
3) Руги-русы принесли с собой в Восточную Европу свой эпос. При переселении на восток Европы русы включили в свой эпос предания родственных им вендских колонистов – ильменских словен и кривичей, повествующие о деяниях героев-эпонимов этих племен – Словея-Словена, его сына Волха и кривичского князя Микулы. Слившись в обстановке совместного противостояния финно-угорскому и тюркскому автохтонному населению Восточной Европы и Хазарскому каганату с преданиями самих вендов-словен и кривичей, эпос превратился к X веку в былины.
4) Т.к. варяги-русь, с одной стороны, в основном и составили дружинный слой молодого государства, а с другой – были сами организованы по принципу дружин, сформировавшийся эпос носил черты дружинного. Сохранился он лишь на Севере Руси, на Новгородчине, в родственной варягам-руси среде. В XIX веке эпос записывали у сказителей, которые были членами рыбацких артелей, которые получали свой пай за ритмическое распевание былин во время гребли или совместной артельной работы (сравните со скальдами на драккарах).
5) На юге местное население, ощутимо отличное от пришельцев по языку и культуре, не имело ни возможности, ни желания перенимать эпические предания варяго-русов. Зато на русском Севере, там, где расселялись варяго-русские поселенцы, эпос эволюционировал и в изменившемся виде сумел дожить до XX столетия.
Вывод: Поэтому вопрос "Почему народ сделал богатырей героями былин?" сформулирован неверно! Русский народ не делал богатырей "героями". Русский народ просто бережно СОХРАНИЛ ПАМЯТЬ о своем происхождении (этногенезе).