CRM-система обязательна для среднего и крупного бизнеса – это факт! Но нужна ли она в малом бизнесе – большой вопрос. Это зависит от специфики вашего бизнеса, конкретных процессов, количества клиентов и т.д.
Рассмотрим ситуации, когда CRM-система не нужна:
- Незначительное количество клиентов. Если у вас не больше 10-15 клиентов, с которыми вы работаете, то вся имеющаяся информация может храниться в обычной записной книжке, цифровом блокноте, простой учетной системе и пр. Аналогично, если вы являетесь субподрядчиком.
- Огромный поток клиентов, которые обращаются крайне редко (или вообще не более одного раза). В этом случае вести клиентскую базу бессмысленно – она будет бесполезной, поскольку не предполагает долгосрочную работу с клиентом. В качестве примера можно привести небольшие магазинчики, заведения быстрого питания и пр., расположенные в местах с высокой проходимостью (например, у вокзалов). Или свадебные салоны – к ним редко обращаются более одного раза.
- Отсутствие сотрудников. Если вы работаете на себя, у вас в подчинении нет других сотрудников – полноценная CRM-система, скорее всего, не пригодится. Для работы с клиентской базой будет достаточно простой программы для учета.
- Моноканальное общение с клиентами. Если вы работает с клиентами только по одному каналу (например, через сообщество Вконтакте), то вся информация будет всегда у вас под рукой.
Конечно, в ряде случаев вам может пригодиться CRM-система, даже если у вас мало (или наоборот – очень много) клиентов, нет сотрудников, вы используете только один канал связи. Все будет зависеть от специфики именно важного бизнеса. В
этой статье можно почитать, для каких бизнес-процессов она необходима, при каких условиях ее стоит внедрять и пр.
Со временем, при развитии и масштабировании бизнеса вам, рано или поздно, понадобится CRM-система. С ее помощью можно будет не только держать под рукой всю историю взаимодействия с клиентами, их контактные данные и пр., но и ставить задачи сотрудникам, анализировать качество их работы, вести проекты и многое другое.
Рассмотрим простой пример: молодая девушка является мастером маникюра. Она работает одна в арендованном помещении и продвигает свой личный бренд в Instagram. Общее количество клиентов, которое она может принять в течение месяца, не будет превышать 90 человек (при расчете ~180 рабочих часов в месяц и среднем времени оказания услуги в 2 часа). При этом клиенты обращаются за услугой в среднем 1 раз в 2 недели – т.е. клиентская база не будет превышать 45-50 человек. В этом случае CRM-система ей попросту не нужна, поскольку у нее:
- Небольшое количество клиентов
- Один канал связи
- Нет наемных сотрудников
Информацию о клиентах намного проще держать в каком-нибудь приложении для бьюти-мастера – CRM-система намного сложнее и дороже.
Однако наш мастер развивается – она арендует помещение большей площади, ставит дополнительные столы и закупает дополнительное оборудование, нанимает других сотрудниц, создает сообщество в Вконтакте и канал на YouTube, увеличивает количество клиентов и т.д. Теперь CRM-система ей нужна, поскольку с ее помощью она сможет контролировать запись клиентов и занятость сотрудниц, автоматически отправлять напоминания клиентам, фиксировать информацию об увеличенном количестве клиентов (пригодится при формировании программ лояльности), принимать сообщения в одном окне из разных каналов и многое другое.
Таким образом, вывод простой – если CRM-система на данный момент лишь расходует ваш бюджет и тратит время, не автоматизируя рутину, она вам не нужна.