Действительно покрытие куполов золотом в церковной традиции никак не регламентировано. Стремление сделать купол обязательно золотым, даже если позолота не настоящая, появилось только в наши дни. Раньше купола могли быть самого разного цвета, да и покрывали их не только металлами (медью, свинцом), но и деревом (лемех) и керамической черепицей с цветной поливой. Черепичные кровли глиняного цвета можно увидеть на православных храмах в Греции и других южных странах. Вообще материал и цвет покрытия купола зависят от архитектурного стиля каждого конкретного храма. Когда в наши дни кровлю на куполе не золотят, ее обычно красят в синий, зеленый или черный цвета. Синий и зеленый цвета обладает определенной символикой. Черный в данном случае является самым нейтральным цветом. В редких случаях используется яркая многоцветная раскраска, как на Василии Блаженном.
Однако надо отметить, что золото в Средние века воспринималось совершенно иначе, чем сейчас. В те времена оно также было желанным, однако ценилось по другим причинам. Оно было не только формой земного богатства, но и важным религиозным символом. Цвет и свет золота обозначал не земное, нетленное, Божественное. Именно поэтому золото применялось в иконописи для покрытия фонов и нимбов, золотой смальтой выкладывали фоны византийских мозаик. В наши же дни эта символика затерлась, почти ушла из нашего сознания, и мы воспринимает позолоту в храме просто как элемент роскоши.
Символика о многом может рассказать
Считается, что каждый цвет - это символ. Золото - символ небесной славы. Купола голубые со звёздами - символ Богородицы. Зелёный - цвет Святого Духа. А вот чёрные купола обычно встречаются на монастырях. Чёрный цвет символизирует монашество
Помню, что абсолютно то же самое нам рассказывали в Свято-Юрьевом монастыре в Великом Новгороде.