Ожидая выступления филармонического оркестра в концертном зале, вы наблюдаете за людьми вокруг и задаетесь вопросом: «Что заставило их прийти сюда?» Любовь к музыке? Снобизм? Конформизм - потому что это делают другие друзья? А может быть, есть другие, более глубокие мотивы? Подобные вопросы возникают, когда мы думаем о том, что побуждает людей участвовать в поп-культуре и потреблять ее продукты. Им просто это нравится? Ответы ученых на этот вопрос могут вызывать удивление. Например, одно исследование предполагает, что мы потребляем поп-культуру, потому что страдаем от психологических последствий из-за того, что чувствуем себя не в своей тарелке .
Но что побуждает людей становиться культурно всеядными, потребляющими как «интеллектуальную», так и «низкопробную» культуру? Ханна Шин и Нара Юн из Университета Хонгик в Сеуле недавно исследовали этот вопрос в статье, опубликованной в журнале «Психология эстетики, творчества и искусства» .
Культурная всеядность - явление относительно новое. Вплоть до первой половины 20 века участие в высокопрофессиональной или низкопрофильной культуре явно ассоциировалось с социальным и экономическим статусом. Выставки оперы, симфонического оркестра и живописи - это места, традиционно входящие в интеллектуальную культуру. Уличные представления и граффити считаются продуктом низкопробной культуры. Первым обычно приписывают большую интеллектуальную изощренность и художественную ценность, в то время как вторые часто считаются более аутентичными и имеющими более высокую внутреннюю мотивацию.
Шин и Юн задавались вопросом, могут ли такие факторы личности, как нарциссизм, чувство собственного достоинства и чувство подлинности, объяснить, насколько вероятно, что кто-то будет культурно всеядным. Чтобы выяснить это, они провели два исследования. В первом они протестировали 178 студентов бакалавриата, попросив их заполнить Опросник нарциссической личности и измерить самооценку, а также шкалу, измеряющую их стремление к отличию: то есть желание выделиться. Участников также попросили указать на свои намерения участвовать в культурных мероприятиях для людей с ограниченными возможностями (например, «посещение художественных галерей» и «посещение поп-концертов» соответственно).
Результаты показали , что участники склонные к самолюбованию с большей вероятностью станут культурно всеядными и наоборот. Эти «незащищенные нарциссы», казалось, были склонны поглощать как высокопрофессиональную, так и низкопробную культуру из-за своего желания отличаться от других.
Во втором исследовании Шин и Юн исследовали более конкретные причины культурной всеядности незащищенных нарциссов. Исследователи создали две биографии вымышленного художника: в высокопрофессиональном состоянии в биографии говорилось, что картины художника выставлялись в крупных музеях по всему миру, в то время как в неброском состоянии говорилось, что картины хранились семьей и позже были обнаружены коллекционером.
Результаты показали, что у неуверенных в себе нарциссов были разные причины для потребления высоколучего и низкопробного искусства. Когда они считали картины интеллектуальными, их намерение посетить или порекомендовать выставку, казалось, было вызвано желанием потреблять товары, ориентированные на статус. Но когда они посчитали, что картины небезупречны, их намерение потреблять искусство было вызвано желанием продемонстрировать свою целостность.
Результаты предполагают, по крайней мере, один психологический механизм, лежащий в основе культурной всеядности: сочетание нарциссизма и психологической незащищенности, которое связано со стремлением сигнализировать как о статусе, так и о самодостаточности.
Но это также оставляет много вопросов, на которые нужно ответить. Насколько справедливо разделение между высокоразвитой и низшей современной культурой: разве появление культурных всеядных не является результатом размытия границ между этими двумя типами культур? Отражает ли лабораторный эксперимент сложность мотивов, побуждающих нас участвовать в культуре? Наконец, являются ли изученные мотивы и качества личности наиболее важными? Безусловно, еще многое предстоит сделать в этой области исследований, и исследования, которые включают больше психологических переменных и факторов, определенно могут обогатить наше понимание этого явления.
Здорава
Не обобщайте, пожалуйста. Говорите только за себя. Человеку не может нравиться все абсолютно. Как не может нравиться любая еда, все подряд напитки, все абсолютно фрукты и овощи.
Конечно, согласна, невозможно любить все абсолютно.
Всеядность не стал бы путать с непотребством. То, что выносится на рынок и подлежит потреблению, не обязательно имеет признаки культуры. Зато всегда - шоу.