Почему мы боимся провала в бизнесе, как это объясняет психология?
Психология никак это не объясняет, так как в психологии тысячи теорий, концепций, идей, классификаций.
Надо сузить вопрос до представителей конкретных направлений и конкретной ситуации. Почему так. Потому что «провал» - это абстракция. Для кого-то провал в бизнесе это «коробка шоколадок оптом по дороге растаяла». Для кого-то провал в бизнесе – это «минус 85 миллиардов долларов на счету».
Я могу одну классификацию «ни о чем» привести. Например, одна из теорий мотивации согласно которой ее два вида:
- мотивация на достижения,
- мотивация на избегание неудач.
В первом случае человек не боится провала, так как выбирает посильные задачи, адекватные инструменты, достижимые, измеримые, конкретные цели с заранее определенными сроками и исполнителями. Тогда у него не «провал», а «показатели прибыли ниже ожидаемых на #%».
Во втором случае человек может выбирать заранее недостижимые цели, чтобы с гарантией провалиться, чтобы подтвердить свой сценарий. Зачем: оправдание будет. «Да, я не достиг цели, но и морковка слишком высоко висела».
В таком случае страх из-за (выбирайте) болезненного перфекционизма, нарциссических черт, генерализованной тревожности, ПТСР, экзистенциального кризиса, невозможности угодить дедушке, неспособности переиграть старшего брата….
Еще классификация «ни о чём». Есть два вида локуса контроля (ответственности):
Описание будет похоже на предыдущую классификацию:
- когда вы отвечаете за бизнес, вы не боитесь, вы знаете исполнителей, сроки, риски, выбираете в зависимости от комфортного уровня тревожности проекты с низкими или высокими рисками, заранее соглашаясь на возможные потери,
- когда вы безответственны или гиперответственны, вы или полагаетесь на удачу, или «параноите» по поводу делегирования полномочий.
В первом случае провал может пугать неизвестностью. Во втором – страх это часть «личности», он не связан с бизнесом. Он про людей и границы.
Иными словами, в большинстве случаев мы имеем дело не с бизнесом и провалом, а со сценарными проблемами, страхом оценивания (обесценивания), (не)адекватностью выбора инструментов, партнеров, проектов, что может о сниженном интеллекте говорить или от травмах или еще о чем-то.
То есть «страх провала в бизнесе» - это латентный признак ситуации. Важнее состояние, опыт, обстановка, сценарий. Нельзя идентифицировать проблему как психологическую в такой латентной «широкой» формулировке.
Например, транзактный анализ вам объяснит что-то про "контролирующего родителя" или "исключенного взрослого" или "бунтующего ребенка".
Даже нельзя сказать, страх в прошлом, настоящем или будущем. Может быть, человек боится провала, потому что от него красивая капризная жена сбежит, то есть он боится потери отношений.
А может он пригласил в партнеры друга, и боится прямо сейчас, что дружба портится, никак нельзя допустить провала, так как дружба превратиться во вражду.
А может… еще сто «может быть».