Более точным было бы сказать, что среди многих лесбиянок и геев существует разделение партнеров на феминных и маскулинных. Гендерное неравенство во многих случаях переносится на однополые отношения. Маскулинным ролям чаще следует партнер с более высоким уровнем дохода и прочим положением в обществе, а феминную роль - с более низким социальным положением. От маскулинного партнера ожидается лидерство в отношениях и приписывается "активная" роль в сексе, а от феминного - подчинение в быту и приписывается "пассивная" роль в сексе. В однополых отношениях, как и в гетеросексуальных, в обществе гендерного неравенства бывает физическое и сексуальное насилие, которое чаще проявляет маскулинный партнер по отношению к феминному. Всё это похоже на ситуацию экономической зависимости женщины от мужчины в гетеросексуальных отношениях, которая часто становится поводом для игнорирования мнения и интересов женщины в быту и в сексе, а во многих случаях и для физического и сексуального насилия. Исследования показывают, что, чем выше собственный доход женщины, тем выше вероятность ее сексуальной удовлетворенности и ниже вероятность насилия против нее со стороны мужа или партнера.
Лесбиянки, особенно поддерживающие феминизм, чаще считают сексуальную ориентацию сознательным выбором, а геи чаще настаивают на ее врожденности. Но, если считать добровольные сексуальные отношения по взаимному согласию, желанию и с взаимным удовольствием, включая вопросы длительности отношений, числа партнеров и их пола, личным делом, в которое не должны вмешиваться право и мораль, вопрос о врожденности или социальной сформированности ориентации или о соотношении влияющих на нее биологических и социальных факторов становится неважным. У многих феминисток есть серьезные сомнения во врожденности гетеросексуальной ориентации. Она всячески поддерживается обществом. Но и гомосексуальная ориентация может формироваться под влиянием общества - у лесбиянок из-за сексизма или насилия со стороны мужчин, а у геев, например, под влиянием материальных и прочих маскулинных ожиданий патриархальных женщин к мужчинам. Чаще всего это не осознаётся. Бисексуалы с преобладающей гомосексуальной ориентацией чаще вступают в гетеросексуальные отношения с гендерно-нетипичными людьми другого пола - женщины с феминными мужчинами, а мужчины - с маскулинными или морально и материально независимыми женщинами, что общественные стереотипы связывают с маскулинным поведением. Ориентация, включая сексуальную привлекательность тела человека другого или того же пола, может быть глубоко усвоенным и неосознаваемым социальным стереотипом, закладываемым с детства. Нет никаких доказательств врожденности сексуального поведения, кроме способности мужчин и женщин испытывать возбуждение и оргазм. По ряду данных вероятность гомосексуальности двух разнояйцевых близнецов ближе к вероятности для однояйцевых близнецов, чем для двух братьев или двух сестер разного возраста. Это можно считать аргументом в пользу социальной сформированности сексуальной ориентации. Существует точка зрения, что метод близнецов может показать только максимально возможный вклад наследственности в поведение. Например, существует положительная корреляция между внешней привлекательностью, определяемой генетикой, и интеллектом, связанная с дискриминацией по внешним данным и общественными стереотипами. Есть случаи изменения ориентации с гомосексуальной на гетеросексуальную под влиянием сильного чувства к человеку другого пола. Но заставить кого-то насильно изменить ориентацию так же невозможно, как заставить насильно полюбить другого человека. В любом случае ориентация это не та вещь, которая легко меняется под влиянием пропаганды. Все виды добровольного сексуального поведения с равенством и взаимным удовольствием партнеров должны считаться равноценными. При том, что сексуальное поведение далеко не всегда меняется под влиянием пропаганды, пропаганда гомосексуальности или полигамии так же нормальна, как и преобладающая в обществе пропаганда гетеросексуальности и моногамии. А законы, это запрещающие, нарушают права тех людей, чье сексуальное поведение не соответствует стандартам патриархальной сексуальной морали.
Гомосексуальные люди обоего пола чаще, чем гетеросексуальные, но далеко не всегда, проявляют поведение, которое считается гендерно-нетипичным. Отказ от следования такой гендерной роли, как ожидание обязательной гетеросексуальности, может сопровождаться отказом от следования прочим гендерным ролям. Существуют и подчеркнуто феминные лесбиянки и подчеркнуто маскулинные геи, поддерживающие свою гендерную идентичность, в том числе связывающие это с ограничением общения с людьми другого пола. У людей должно быть право на выбор любой гендерной идентичности, не связанной с явным сексизмом, но существует проблема связи маскулинного гендера с властью, а феминного - с подчинением. Кроме проблемы дискриминации по признаку пола, сексуальной ориентации и "нетипичной" гендерной идентичности, существует проблема. что сам по себе феминный гендер во многом связан с дискриминацией и угнетением. В связи со всем этим можно считать оправданным критическое отношение к направлениям феминизма, поддерживающим лесбийский сепаратизм. Кроме того, что фактически это означает отрицание возможности и необходимости равных гетеросексуальных отношений, выбор однополых отношений не решает автоматически вопроса гендерного неравенства. Как в личных отношениях, так и в общественных, где женщину могут дискриминировать при приеме на работу как женщину и как лесбиянку, а мужчину - как гея. Важно, чтобы у людей любого пола было право на любую сексуальную ориентацию при необходимости достижения равенства и прекращения насилия как в гетеросексуальных, так и в гомосексуальных отношениях.