Тут много аспектов. Историками любима версия с аллегорией обращения к Сталину-сатане. Более философский взгляд высвечивает романтическую картину жертвенности: женщина жертвует душой ради любимого, и этот ее поступок перевешивает грех сделанного выбора в пользу зла. Хотя, выбор этот неоднозначен: скорее, он делается в пользу свободы от чувства вины. За потерянным любимым надо отправиться в потусторонний мир, и Маргарита становится сталкером, бросающим вызов и богу, и дьяволу. И тому, и другому придется подвергнуться испытанию. Бог испытывается на банальную способность к сопереживанию, дьявол - на не менее банальную верность слову. Сама Маргарита испытывается на готовность расстаться со свободой воли. Только прохождение этого теста может заставить трансцендентальные силы включиться в диалог с конкретным человеком, которого в обычном состоянии дел они просто не замечают. Потому Маргарита - ведьма, но и один из самых светлых персонажей романа. При астенической натуре Булгакова такой аллегорический сюжет легко себе вообразить.
Ой, как все сложно. Спасибо большое! :)
Если я не ошибаюсь, Дмитрий Быков на одной из своих лекций ( совершенно блистательной, как всегда) высказал мысль что в Мастере и Маргарите вообще нет положительного героя. Очень мне близка эта мысль
Лично я считаю, что Сатана в МиМ не являлся отрицательным персонажем, а даже наоборот - кажется, будто Булгаков вознёс его выше остальных. .
В романе нет положительных или отрицательных персонажей...Как и в человеке есть темная и светлая сторона...Время от времени эти стороны преобладают в человеке...