Мыслители и философы издревле рассматривали человека (и) как «животное» существо. Стало быть, принадлежность его к миру (царству) животных особо не оспаривалось. Как по этому высказывается Августин (богослов и философ), уже «древние мудрецы самого человека определяли так: человек есть животное… и смертное», или как (еще) о том говорит Плотин (античный философ): «Мы ведь, в сущности, тоже животные». Но с тем, что он принадлежит этой (животной) природе целиком и полностью, конечно, они не могли согласиться. Ведь человека выделяет из этого царства наличие в нем разума и души человеческой, которая выдается той главной в нем сущностью, что делает его именно человеком (по Плотину, «которая составляет основу нашей природы»).
И известно, что человек, помимо души, состоит еще из своей телесной части. Соединение их вместе и определяет человека, а не по отдельности: не скажешь ведь, что человек есть только душа или только тело.
В человеке душа, как считают многие философы, выступает главной сущностью, ибо начало деятельности исходит от нее. Но, конечно, не от всей, а только от ее разумной части. Ибо как понимает Иоанн Дамаскин (богослов, философ), ум «есть начало деяния». Но, помимо разумной части, душа имеет еще (как ее называют древние) <и> «неразумную» свою часть, которая более всего связана с человеческим телом, ибо, как говорит философ, «есть часть души, в которой есть тело…» (Плотин). Хотя при этом и уточняют, что считать (эту часть души) совсем неразумной не следует, поскольку, как выражается философ (Плотин), «даже то, что мы называем неразумным, там есть ум».
Как мыслят они: эта «часть души, содержащая в себе желания» (Платон), а другой древнегреческий философ Филолай называет ее вожделеющей (частью), «имея в виду ее ненасытность». Понятно, ко всему тому человеческий разум имеет отношение, но не самое непосредственное, а скорее всего, опосредованное или еще какое-то другое, подобное тому. Но тем не менее присутствие его имеет место быть, хотя бы таким образом, и в силу того, что: «душа человека… окружена и пронизана иррациональными силами мира» (Семен Франк, русский философ).
По всей видимости, вследствие своего влияния этих («разумной» и «неразумной») частей души человека <и> имеет проявление, к примеру, целый ряд тех же инстинктов (кои представляют определенные врожденно-запрограммированные действия на то или иное воздействие; ими определяется поведение), что присущи не только человеку, но и животным. Далее можно говорить о том, что человека и животных объединяет то, что все они состоят из одного типа животных клеток (неких самодостаточных живых «элементов» или единиц жизни), в которых происходят схожие процессы (питание, дыхание, обмен веществ, размножение и т.д.). Человек также имеет похожее <с животными> строением тела: голова, четыре конечности, наличие одних и тех же органов (мозг, сердце, легкие…), кровеносной и нервной системы и другого. Т.е. по всему этому (и по-другому), естественно, принадлежит природе и животному миру. philosophy-vopros.ru