Если люди до сих пор верят в Бога, значит естественным отбором поощрялись особи с таким механизмом работы мозга.
Вот урывок из статьи эволюционного психолога Сатоси Канадзавы, который достаточно просто объясняет, как работает этот механизм - https://brammels.com/satoshi-kanazawa/why-we-believe-in-god/
"Представьте, что вы являетесь нашим предком, жившим в африканской саванне 100 000 лет назад, и вы сталкиваетесь с некоторой неоднозначной ситуацией. Например, вы услышали шорох ночью. Или вы гуляете в лесу, и большой плод, падая с ветки дерева, ударил вас по голове. Что происходит?
В такой неопределенной ситуации вы можете либо приписать явление безличным, неодушевленным и случайным силам (например, легонько дующему ветру, создающему шорох в кустах и среди листвы либо же зрелым плодам, падающим под силой тяжести и бьющими вас по голове по чистой случайности) или субъективным, одушевленным и умышленным силам (например, скрывающемуся в темноте и готовящемуся напасть на вас хищнику или врагу, прячущемуся в ветвях деревьев и бросающему в вашу голову плоды). Вопрос в том, какой из вариантов ситуации соответствует действительности?
И опять, теория управления ошибками предполагает, что в вашем умозаключении вы можете сделать ложноположительную ошибку «I типа» или ложноотрицательную ошибку «II типа», и эти два типа ошибок ведут к крайне разным последствиям и затратам. Цена ложноположительной ошибки заключается в том, что вы становитесь параноиком. Вы всегда оглядываетесь по сторонам и за спину в поисках хищников и врагов, которых не существует. Последствие ложноотрицательной ошибки заключается в том, что вы мертвы, будучи убитым хищником или врагом, когда вы их меньше всего ожидаете. Очевидно, что лучше быть параноиком, чем мертвым, поэтому эволюция должна была разработать разум, который измышляет личные, одушевленные силы, действующие преднамеренно, даже если их не существует.
Различные теоретики называют эту врожденную склонность человека совершать ложноположительные, а не ложноотрицательные ошибки (и, как следствие, немного параноидальные) «анимистическим предубеждением» или «механизмом обнаружения агента». Эти теоретики утверждают, что эволюционное происхождение религиозных убеждений в сверхъестественных силах, возможно, исходило из этой врожденной когнитивной склонности совершать скорее ложноположительные ошибки, чем ложноотрицательные и, как результат, выдумывать субъективные, умышленно действующие и одушевленные силы, которые в противном случае были бы совершенно естественными явлениями.
Вы видите куст в огне. Это могло быть вызвано объективной, неодушевленной и непреднамеренной силой (молния ударяющая куст и поджигающая его), или это могло быть вызвано субъективной, живой силой, действующей с умыслом (Бог пытается общаться с вами). «Анимистическое предубеждение» или «механизм обнаружения агента» предрасполагает вас принять скорее последнее объяснение, чем первое. Это склоняет вас разглядеть руку Бога в деятельности естественных, физических явлений, чьи точные причины неизвестны.
С этой точки зрения, религиозность (способность человека верить в сверхъестественных существ) не является развитой тенденцией в чистом виде; в конце концов, религия сама по себе не является настраиваемой. Наоборот, она – побочный продукт анимистического предубеждения или механизма обнаружения агента, склонности быть параноиком, которая настраивается, потому что может спасти вашу жизнь. Люди не эволюционировали, чтобы быть религиозными; они развились в параноиков. И люди религиозны, потому что они – параноики."