Большинство подобных вопросов — это варианты одного и того же вопроса: почему в России люди замкнуты в себе, почему хамят, не улыбаются друг другу, кричат на детей, не могут нормально спорить, не переходя на личности, и проч. Речь идет о неспособности россиян относиться с уважением к другому человеку. Это действительно ключевой вопрос российской культуры, где испокон веков господствуют хозяйско-холуйские отношения и не признается равное достоинство за другим.
Думаю, что истоки этого в многовековой истории России. Понятие достоинства (dignitas) — римское по своему происхождению и имело в Риме моральное, политическое и юридическое значение. В моральном смысле оно означало честность, неподкупность; в политическом смысле оно относилось к высшей магистратуре республики, а потом империи. В юридическом плане оно было связано со стоической идеей всеобщего природного закона, который призван распределять в равной степени правосудие между людьми, невзирая на их положение. В основе этого понятия лежало понимание человека как разумного существа, участвующего через свой разум в рациональности космоса. Цицерон утверждал (а вслед за ним многие повторяли), что разумность делает любого человека онтологически равным другому. Отсюда важная римская идея о государстве как моральном организме, призванном обеспечивать общее благо для граждан, а не просто создавать условия для обогащения и бесконтрольного правления избранных. Это понимание dignitas вошло в кровь той цивилизации, которая наследовала греко-римскую культурную традицию. Оно стало и неотъемлемой частью латинской теологии начиная со Льва Великого и Августина.
Святой Фома Аквинский утверждал, что достоинство является природным свойством человека и не подпадает под компетенцию теологии. В его глазах человек был свободным по своей природе от момента рождения. Традиция уважения к достоинству проходит через Ренессанс, Юма, Канта и т.д. Борьба между церковью и государством, составлявшая основу европейской истории, привела к постепенному признанию церковью автономии светской сферы жизни. Одновременно и духовная жизнь человека выходила из-под контроля светских властей. И церковь, и го¬сударство постепенно научились признавать за человеком право политической и духовной автономии, тесно связанной с достоинством.
Россия получила из Византии только богословие, привезенное из империи греческими монахами. Никакого влияния греко-римская этика, юриспруденция, философия, литература в России не имели вплоть до Нового времени. Человек понимался как собственность князя и раб Божий. При этом никакая автономия духовной сферы от государственной не признавалась. Само понятие достоинства не имело никакого хождения, пока в начале ХIХ века не появилось первое поколение «непоротых» дворян. В Европе категория чести — одна из центральных уже в Средние века, а в Россию она проникает практически лишь в ХIХ столетии. Вместе с возникшим понятием чести российская аристократия приобрела чувство человеческого достоинства, которое не успело укорениться в других сословиях и было быстро втоптано в грязь после 1917 года. Крепостное право — а фактически 400-летнее рабство — тоже сыграло свою роль.
В итоге в России так и не сформировалось отношение к другому человеку как к равному себе. Хамство (во всех его проявлениях), высокомерие, замкнутость, неприветливость (то есть как раз отсутствие внешнего признания достоинства за другим) является продуктом этой долгой истории.
Раньше люди притворялись, а сейчас не хотят притворяться
Это не так. Ложный стереотип пришедший с Запада. Чем действительно отличаются русские,так это отсутствием дежурной улыбки. Именно это воспринимается на Западе,как замкнутость и необщительность.
Хм...не замечал замкнутых.Веселимся покруче европейцев.Вот они замкнутые.И русские не умеют притворно улыбаться.Только по делу.Это лучше,чем лицемерить.