Здесь уже есть превосходный ответ Александра Зайцева, справедливо признанный автором вопроса лучшим.
Однако один из комментаторов ему обоснованно возражает, указывая на видимую подмену темы: Александр говорит скорее о мировоззрении, хотя продолжает употреблять слово "философия".
Кроме того, в темах вопроса указана психология, а о ней сказано очень мало или даже можно сказать ничего :)
Поэтому я решил дать свой.
Предполагая, что Александр для возражений слишком занят.
Сначала отвечу комментатору:
философия и мировоззрение действительно разные вещи. Однако когда речь о "практическом смысле", подразумевается обычно не процесс философской деятельности, а её результаты. Как и в отношении любой науки, кстати. А какие у философии результаты?
Прежде всего это именно мировоззрение.
Можно ещё сказать, что оно всегда является результатом философии, что одного без другого не бывает; но я этого не скажу, поскольку не хочу спорить. Скажу только, что мировоззрение есть не у всех.
Поскольку это слово означает нечто большее, чем "представление о мире" (и даже большее, чем систему представлений).
Впрочем, спорить об этом я тоже не хочу и не буду :)
Заранее готов согласиться.
Отсюда следует "психологический" ответ на вопрос.
Некоторые понимают. А те, которые не понимают, часто путают слова (и понятия). В частности, путают философию или философскую беседу с философствованием. Любовь к мудрости со склонностью мудрить. И так далее. От путаницы уже недалеко до "болтологии".
Тем не менее, болтология тоже может иметь практический смысл. Не буду утверждать, что она полезна; но бывает эффективна.
Давайте не будем показывать пальцем, но и мы сами знаем, и в истории полно примеров, когда "болтология" решала исход боя или судьбы государств, не говоря уже о экзаменах или свиданиях...
Именно болтология с древних времён и до наших дней служит основным "продаваемым продуктом" философии. Не потому, что других нет или мало; просто они гораздо хуже продаются. К тому же многие философы считают своим долгом всё действительно ценное дарить.
Причём, что важно в контексте вопроса, как бы всем. Такой подарок не даёт "конкурентного преимущества". Зато требует времени.
На распаковку.
Предположим, целостное мировоззрение человеку неинтересно или для него неподъёмно, логике он в первом приближении научился, осваивать новые (и возможно ограничивающие) этические ценности не хочет. Что остаётся? Как он может применить философию?
За какой философский инструмент он бы заплатил?..
Варианты:
- философия ему непонятна, и он считает её глупым занятием
- философия ему непонятна, но он считает себя философом
- он считает философию пустой тратой времени, потому что все её полезные инструменты уже есть в математике или науке
- он считает себя недостаточно умным для философии
- философия ему понятна, он любит читать и думать; и этого ему вполне достаточно — обсуждать или применять не хочется
- философия ему понятна, и он хотел бы её применить в решении своих проблем или для саморазвития — но (см. условие выше) не считает лучшим выбором делать это самостоятельно
- он уже совершенен; осталось только объяснить это другим
В одном из этих вариантов он будет искать учителя (или психолога, может быть психотерапевта), но не применять философию сам.
В двух будут разные уровни "болтологии".
Если есть ещё что добавить — пожалуйста :)