Христос искал на смоковнице, растущей при дороге, плоды ее, то есть смоквы, но их не было, а нашел Он на ней одни только листья, и тогда сказал ей, что не будет от нее уже плода вовек (Мф. 21,19).
Почему Господь проклял это дерево, ведь была зима и не время для смокв; неужели Господь не знал об этом? И чьим прообразом явилась эта смоковница? Деревьями в Писании иносказательно называются люди: "Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья" (Мк. 8,24) Так же Господь себя назвал деревом зеленеющим, а весь народ назвал сухим деревом: ... Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет (Лк. 23,31). Таким образом, смоковница есть прообраз человека или даже целого народа. Так, Свт. Григорий Двоеслов говорит, что под смоковницей Господь понимает плоды синагоги, которая хотя и имела листья Закона, однако плода дел не приносила. Ведь не мог же Творец всего не знать, что плодов на смоковнице нет и что не время было плодов - об этом могли знать все.
Так же и в другой притче Христос рассказывает, что некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, - не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее" (Лк. 13,6). Смоковница и здесь есть прообраз народа иудейского, производящего одни только красивые и зеленые, но в то же время горькие листья, а плодов не приносящего; по наружности кажущегося народом праведным, а на самом деле, внутри исполненным лицемерия и беззакония. Поэтому Господь и сказал им, что отнимется от них Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его (Мф. 21,43).
Под бесплодной смоковницей, имеющей зеленые листья, лучше всего, на наш взгляд, понимать все человечество Адама, или же плоть и кровь, которой живет человек от рождения, и которая не может принести надлежащего плода, чтобы наследовать Царствие Небесное. Христос не позволяет, в данном случае, срубить эту смоковницу за ее бесплодие, прося Отца, чтобы Он оставил ее еще на один год. Если люди не могут спастись через Закон, который открывает в них грех, и от которого становятся все виновны перед Богом, если люди и не принесли плода, который мог бы избавить их от неминуемой смерти, то через Евангельское учение и Крестные страдания Христовы, они обязательно должны принести плод благоугодный Господу.
Вот и Иоанн Креститель говорит о деревах: "Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь" (Мф. 3,8-10). Секирой при корне дерев Иоанн здесь называет смерть, которая от рождения лежит на каждом человеке, и люди не могут принести такой плод, чтобы каким то образом ее избежать; деревами же пророк называет здесь людей, а корнем – жизнь.
Таким образом, Христос сказал смоковнице, что она отныне не будет приносить плода вовек, потому что отнимется от народа иудейского Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его; так же находящиеся под законом люди, живущие по плоти никогда не смогут принести такой плод, чтобы войти в Царствие Божие и больше никогда не умереть, они могут быть по виду праведными, как зеленые листья на дереве, но плодов духа плотской или внешний человек произвести никогда не сможет.