Христианский мир весьма разнообразен и разделён на несколько (на три, минимум), направления, которые находятся в противостоянии друг другу по вопросу верного понимания Писания.
В послании Галатам апостол Павел предал анафеме (Гал 1:8-9), т.е. проклятию, тех учителей, которые к Евангелию стали привносить свои учения. Они стали искажать Евангелие благодати, проповеданное Павлом.
Анафема (проклятие, отлучение, подлежащее уничтожению) - по сути, это означает, что те люди в глазах Павла не являлись христианами, хотя и полагали себя таковыми, и даже имели в глазах некоторых церковных общин авторитет учителей.
Так вот, католическая и православная ветви христианства друга друга предали анафеме, закрепив это документально, т.е. юридически. Это означает, что они не считают друг друга христианами. Хотя, как мы видим на деле, весьма двойные стандарты - где надо, (в основном, в популистском и ничем не обязывающем разглагольствовании) вроде как почти свои, где неудобно - развод и тапочки по почте, мол, раскольники и еретики.
Такое же отношение и с протестантами (лютеране, реформаты) - такие же взаимные анафемствования с Римом.
Сейчас много разговоров о снятии анафем между Римом и византийской верой, однако, на мой взгляд, это просто политика и игра слов, с целью определенных материальных преференций. Анафемы были за убеждения. Убеждения остались прежними. Это как снять голову с плеч, а потом попробовать поставить её обратно и сказать, "шо так и було" ))
И теперь возвращаясь к ответу на главный вопрос. Мы увидели двоякую ситуацию касательно христианства, где с одной стороны, вроде как есть три ветви внутри, но все они христиане, а с другой стороны, в зависимости от ситуации, от одной и той же стороны мы можем слышать противоположные утверждения об оппонентах - то они христиане, то не христиане.
Так называемые свидетели Иеговы, отрицающие божественность Христа, тоже полагают себя христианами, и конечно же единственно верными. Однако СОВРЕМЕННЫЕ религиозные определения исключают их из принадлежности к христианам. Это не всегда было так. Несколько веков теологические пращуры иеговистов - ариане (4-7 в.н.э.) занимали часто лидирующие позиции и доминировали во многих регионах римской империи. Было даже так, что на территории восточной римской империи оставался только один епископ противостоящий арианству - Афанасий (Великий).
Тогда арианство было государственной религией и называлось христианством.
Сейчас же мы видим совершенно иную картину в определениях. Представьте сообщество свидетелей иеговы на месте православия сегодня... А это называлось в 4-ом веке официальным христианством.
Так же обстоит дело и с самим исламом. Любая религия, претендующая на аврамическую, т.е. на правильное понимание и толкование Библии (а все они, так заявляющие, основаны на Библии), априори, определяет себя: а) основоположницей, наследницей или приемницей . И б) взаимоисключающей иные версии библейских верований.
Религии, относящие себя к аврамическим могут частично игнорировать Писание, как иудеи, не признавая книги Нового Завета, или дополнять себя новыми откровениями, как это можно видеть в исламе, у мормонов или в общине Виссариона.
Почему ту же общину Виссариона называют псевдохристианской сектой, а ислам именуют отдельной религией?
Политика. Историческая конъюнктура. Ислам существует много веков и является мощной религиозной организацией, идеи которой признают и исповедуют многие государства. Поэтому и религия.
Та же ситуация была бы и со свидетелями иеговы, мормонам или виссарионовцами, имей они больший вес. Но идеи Мухамеда, НА СЕГОДНЯ, получили более широкое распространение и политическую поддержку, нежели идеи Ария, Смита и Виссариона. Вот и вся разница.
Добился признания и поддержки - религия. Не добился - псевдохристианская секта или ересь.
Но это с точки зрения мира сего.
С точки зрения самой Библии мы имеем четкое определение подобного феномена. Любое отклонение от Евангельского учения благодати есть ЕРЕСЬ, по определению самого же апостола Павла, а также названо "ИНЫМ благовествованием" и "извращением Христовой вести" (Гал 1:6,7) Также ложные антибиблейские учения, названы поставлением "человеческой праведности" в пику "праведности от Бога" (Рим 10:3). И все верования, отличающиеся от Евангелия благодати предаются проклятию.
Исламскую версию аврамической религии можно также, *С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ* Библии, именовать ересью, как это сказано о другом, известном современникам, "представителе" аврамической религии - об иудаизме (Деян 15:1,5).
Христианство же, т.е. вера в Иисуса Христа Спасителя Господа и Бога, наоборот, *С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ* приверженцев иудаизма, именовалась во времена апостолов "назорейской ересью" (Деян 24:5), по причине численного преобладания на тот момент иудейского исповедания над христианским.
Есть исторические точки зрения, есть политические, есть бутафорские официальные позиции, а есть более реальные негласные, есть юридические, а есть просто попсовые... А есть точка зрения мирская и библейская.
Так что, существуют разные позиции воззрения, а соответственно им и разные определения ;)
Спорное утверждение, учитывая инквизицию, крестовые походы, торговлю рабами и т.д.
Ислам отрицает Троицу, но считает, что Иегова и Аллах- имена одного бога на разных языках. Конкурирующее христианство вольно обзывать ислам как угодно. Доказать невозможно.