Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему католики представляют Иисуса как друга, с которым можно поговорить по душам, а в православии Христос – строгий, но любящий Отец?

РелигияХристианство+3
Александр
  ·   · 9,8 K
Христианин, любитель музыки  · 26 июн 2020

Доброго дня!

Основание представлять Иисуса Христа как Друга есть в Евангелие: Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего. Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам. Ин.15,18. Вот как понимает эти строки святой Иоанн Златоуст:

Вы друзи Мои есте. Не ктому вас глаголю рабы; раб бо не весть, что творит господь его. Вы други Мои есте, вся бо, елика слышах от Отца Моего, сказах вам (Ин. 15, 14, 15). Как же он говорит: много имам глаголати вам, но не можете носити ныне (16, 12)? Словами: вся и: елика слышах Он внушает не другое что, но именно то, что Он не говорит ничего постороннего, но только слышанное от Отца. А так как преимущественным знаком дружбы считается то, когда сообщаются тайны, то вы, говорит, удостоены и этого общения. Когда же говорит: вся, то разумеет все, что им нужно было слышать. Потом выставляет и другой немалый знак дружбы. Какой же именно? Не вы, говорит, Мене избрасте, но Аз избрах вас (15, 16), то есть Я искал вашей дружбы. И на этом не остановился; но еще говорит: и положих вас, то есть насадил, да вы идете (все еще продолжает сравнение с виноградного лозою), то есть чтобы вы распространялись, и плод принесете, и плод ваш пребудет. Если же плод пребудет, то тем более вы. Я не только, говорит, возлюбил вас, но и осыпал вас величайшими благодеяниями, распростирая ветви ваши по всей вселенной.

Видишь ли, сколько Он употребляет способов, чтобы выказать любовь? Он открыл тайны, Он первый искал их дружбы, Он даровал им великие блага, Он за них подвергся страданиям. Здесь же показывает, что Он и постоянно будет пребывать с ними; они будут приносить плод, а чтобы приносить плод, для этого необходимо иметь Его помощь. Да, егоже аще просите от Отца во имя Мое, даст вам (ст. 16). Но ведь исполнять прошения – дело того, кого просят: как же исполняет Сын, когда просят Отца? Это – чтобы ты знал, что Сын не меньше Отца.

Велика любовь Божья к людям и Господь очень близок к каждому человеку, поэтому Он вселюбящий Отец . Ему не безразличны наши дела, наши мысли, наши боли и наши падения. Поэтому Он всегда готов нас выслушать, простить, если мы виноваты, и утешить: Придите все труждающиеся и обремененные и Я успокою вас. Ибо иго Мое благо и бремя Мое легко - говорит Господь. Но тогда для нас Господь может быть Великим Другом и Вселюбящим Отцом, когда мы всеми силами души стараемся исполнять закон Его, когда мы видим свои ошибки и слабости. Сердце сокрушено и смиренно, его Бог не уничижит - написано в 50-м псалме Давида. Господь в таком случае согревает нас Своей любовью. В противном же случае, когда мы надмены и горды, когда мы видим других плохими, а себя правыми, Господь отдаляется нас. Ничто не отдаляет любовь Божью к нам так, как наша человеческая гордыня, наша слепота сердца и ума. Гордость именно поэтому самый страшный грех, потому что он не дает нам приблизиться к Богу и познать Его любовь.

Поэтому нет ничего плохого, абсолютно ничего плохого, когда католики считают Иисуса Христа своим Другом, но конечно только тогда это правильно, когда их сердце смиренно и благодарно Господу. Когда нет в таких отношениях "панибратства", то есть беседы на равных. Всегда надо помнить, что да, велика любовь Божья к нам и Он очень близок к Нам, но Он ведь наш Судья, Который может на нас излить Свой гнев за наше недостойное поведение. Апостол Павел говорил в одном послании, что страшно впасть в руки Бога живого. Это предостережение всем нам, чтобы мы не злоупотребляли любовью Божьей и Его терпением. Любовь Божья вполне сочетается с Его праведным наказанием, которое дается для нашего прозрения, для нашего покаяния. Очень показательны в этом отношении строки из книги пророчеств Иезекиля, где он дает понять что за их противление воле Божьей их ждет смерть: Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев? Иез.33,11.

Исходя из этого очень важно при личной беседе с Господом не переходить рамки дозволенного. Именно поэтому православная аскетическая традиция призывает верующих называть себя не друзьями Божьми, а Его рабами, представлять Бога не как Друга, а как любящего, но строгого Отца. При таком обращении меньше вероятности перейти границы, особенно на начальных этапах Христианской жизни верующего. Гордость в каждом человеке имеет сильную власть ( конечно это относится не ко всем людям, но к большинству на мой взгляд). И если человек обратился к Господу и сразу станет считать Бога Своим Другом, а себя праведным, не видеть в себе греховность, ничего хорошего с этого не будет. Как православные христиане, как католические христиане, как протестанты, конечно же могут называть и считать Бога своим Великим Другом, но только тогда когда укрепятся в смирении, кротости, благодарении Богу, будут всеми силами души всегда стараться исполнять закон Его и будут осторожны в своих беседах с Ним.

В завершении отвечу на ваш вопрос, почему сложилось так, что в Католицизме верующие преимущественно представляют Бога как Друга, а в Православии как строгого, но любящего Отца.

В Христианстве на основе Нового Завета исторически сложилось два направления самосознания человека (назову их так, хотя это по сути духовные практики). Первое направление, говорит что человек многогрешен, чрезвычайно сильно поврежден грехом, почему и не достоин считать Бога Другом, а себя сыном, но только рабом. Поэтому к этой школе относятся крайне унизительные молитвы. Чего стоит только канон Андрея Критского: как свинья валяется в грязи, так и я греху служу. И это говорит праведник Божий. Считается, что это направление ведет человека к глубокому смирению. По нему у человека нет практически никаких прав, ни на хорошее отношение от других людей, ни на другие земные блага. Есть только обязанности человека по отношению к Богу и людям, но практически нет прав. Это направление вышло из восточного монашества и яркими ее представителями являются такие святые как: Макарий Египетский, Антоний Великий, Сисой Великий, Иоанн Лествиничек и другие. Вторая школа говорит, что человек имеет и права, а не только обязанности. Греховность человека здесь также не отрицается, но она не имеет такого ярко выраженного характера. По этому направлению, человек может рассчитывать на хорошее отношение людей и на другие земные блага, может представлять Бога Другом. Приобретение смирения здесь также стоит во главе угла, но достигается другими методами. Исторически сложилось, что восточная Христианская Церковь активно стала придерживаться первого направления, а западная Христианская Церковь второго направления. После раскола единой Церкви на Православную и Католическую ситуация сохранилась. Русская Православная Христианская Церковь как наследница Восточного Христианства также исторически больше придерживалась первого направления. Второе направление стало популярным вначале в Католическом Христианстве, затем в Протестантизме. Но по определенным причинам, уже в истории Католической Церкви второе направление стало извращаться и видоизменяться, от чего в Католической Церкви стали популярны недопустимые духовные практики среди некоторых Католических святых. Об этой теме достаточно подробно говорит Алексей Ильич Осипов в некоторых лекциях. Протестантизм впоследствии, еще шире искривил второе направление (конечно степень искривления, зависят от самой протестантской конфессии) , от чего многие протестанты так много говорят о любви Божьей и достоинстве человека как образе Божьем, но мало о глубоком повреждении человека и покаянии....

Это конечно очень короткие сведения, поэтому ответ не полный. На своем сайте, который указан у меня в профиле, я рассмотрел обоснованность и трудности восприятия первого направления более подробно (статья моя называется "О Христианском самоунижении" находится в правом меню "Важные вопросы") . В будущем рассмотрю подробно и второе направление. Это конечно глубокие темы.

Если будут вопросы - пишите.

Мира вам.

Мining (добыча полезных ископаемых). христианин.  · 8 февр 2019
Христология Католиков и Православных вроде бы не имеет каких то радикальных расхождений между собой, поэтому если и существует какие то особенности между ними, то скорее всего это "вопрос акцента". Поскольку во Христе... Читать далее
Потому, что различия слишком велики. И если разобраться они имеют место. но вот одно не понятно, Папа заявил, что... Читать дальше
Религиовед, ведущий передачи "Гик Zona" на "Теос...  · 26 июн 2020  · music.yandex.ru/album/7293489
Не стоит обобщать. Бывают католики, видящие Иисуса как грозного Судию, бывают православные, которые считают Иисуса другом. В целом разница скорее не между конфессиями, а между типами религиозности. Для кого-то Бог - друг, для... Читать далее
правы и те и те  с христом можно поговорить по душам ремень господь применяет но редко только когда край  христос это наша совесть и наш разум когда ты отпадаешь от бога почитай библию психологию философию проанализируй почему... Читать далее
Нормативный психолог, психоаналитик, фрилансер...  · 19 февр 2019
Именно по этой причине Понтифик поделился мнением о том, что содержание Библии устарело. Текст Священного Писания нуждается в корректировках. «Мы не можем общаться с народом с помощью Библии, которой две тысячи лет. Мы теряем... Читать далее
священное  писание нельззя изменять это основа господь нам привел при меры в каком направлении нам жить и думать... Читать дальше
Не думаю, что это так, хотя утверждать не могу, т.к. мало знаю католиков и слишком хорошо православных. Мне ближе по духу протестанты с из пониманием Христа как примера для подражания в духовном развитии. Конечно, я прекрасно... Читать далее
Анонимный ответ13 февр 2019

Попытка ответить на ответ заставляет согласится с его содержанием. С чего Вы взяли, что католики так относятся к Богу? Да и в православии слишком уж много обращений "раб божий". Странновато с папой так общаться

с христом можно подружится главное жить праведной жизнью не грешить заповеди соблюдать идеала он не требует но... Читать дальше

Потому что католики хотят делать добро, а православные - получить ремня! 

Потому что дружба - удел свободных. Наказания - удел рабов. 

Потому что у католиков принято уважать, а у православных бояться!

Тут важный ньюанс в разности глаголов ДЕЛАТЬ и ПОЛУЧИТЬ. Всем известны католические монашеские ордена, но никто... Читать дальше
Хожу отбрасываю тень с лицом нахала; не отвечаю...  · 11 февр 2019
Это не совсем так. Думаю, у вас такое мнение сложилось из-за иконографии. Византийский стиль, а уж тем более суровый Андрей Рублев, хоть и пестрый в золоте, но действительно строгий с легионерской выправкой. В изобразительном... Читать далее
Может быть, я действительно путаю местами католицизм и протестантские взгляды на Христа... Я против изображения... Читать дальше
Боюсь ошибиться, так как не теолог, НО.  Традиционно считается что именно католицизм строже и ревностней относится к соблюдению правил, следованию заповедям и человеку труднее отпускаются грехи, там учат смирению, покорности и... Читать далее
Традиционно считается что именно католицизм строже и ревностней относится к соблюдению правил А так ли? В... Читать дальше