Про кризис института семьи в постиндустриальном обществе подробно писал Элфин Тоффлер, just google it. Но попробую своими словами.
▶️ Семья перестала иметь решающее значение с точки зрения социального статуса, плюс ощутимо повысился индивидуальный уровень жизни. Страна пережила секс-революцию в ранней фазе (которая ещё не окончена, но всё-таки) и получила открытую эпоху добрачной сексуальности. Институт брака стал формальностью, необходимой лишь с точки зрения некоторых правовых аспектов, и то очень дискуссионно.
Для стабильного секса брак не нужен. И слава богу. И фармацевтической индустрии с развитой контрацепцией тоже слава.
Для ведения хозяйства, по большому счёту, тоже. Варить борщи и жарить котлеты мужчина в состоянии самостоятельно, мыть посуду, убираться — тоже. Для починки сантехники и бытовой электроники лучше обращаться к компетентным специалистам (и даже специалисткам). При желании вопрос “мужских” или “женских” обязанностей в городской среде решаемый за исключением очень специфических случаев, и то...
Растить детей при удачном раскладе, в свою очередь, можно и в одиночку. Даже в России с её скромными социальными гарантиями (без учёта материнского капитала за второго и последующего ребёнка).
Ребёнок, рождённый вне брака, уже не называется бастардом (выбл...дком). Существуют и суррогатные матери, и банки спермы. Можно быть чайлдфри. Жить стало несравнимо проще, чем 100 лет назад.
◀️ Тем не менее официальная пропаганда и массовая культура последних лет настаивают на консервативных ценностях. Брак по-прежему считается не то что социальным лифтом, но неким индикатором гендерной полноценности человека*, а через медиа и массовую культуру поддерживается (и даже усугубляется порой) искусственное разделение по гендерному признаку на “мужской” и “женский” миры с соответствующим комплектом социальных функций, как будто мужчины не умеют готовить и возиться с детьми, а женщины — делать карьеру и самореализоваться в науке, спорте и иных сферах. Реклама гендерно таргетированна: с ребёнком и на кухне — “мама”, за покупками или в путешествие на машине — с “папой” за рулём (хотя женщины спокойно обучаются вместе с мужчинами на водительских курсах).
Россиян и россиянок топорно призывают выполнять демографический долг, стигматизируя как людей одиноких, так и разведённых женщин. Иногда доходит до эйджизма и апелляции к возрасту человека. Надо замуж, часики тикают...
Модель порочная далеко не из-за того, что рожать плохо и традиционные гендерные роли тоже якобы плохи априори. Нет.
Просто мир изменился. Семья должна строиться на принципах равноправного партнёрства и быть добровольным выбором свободных людей, как и деторождение.
Однако и пропаганда с общественным мнением, и массовая культура практически не замечают равноправия полов.
Зато М и Ж подводят к браку с завышенными ожиданиями. Оба пола хотят сказки и ждут некоего чуда. Несмотря на развитие технологий, прогресса и уровня жизни вообще.
У нас принято вдохновляться прошлым, а не будущим. Как говаривал классик, сегодня смотреть в завтрашний день могут не все.
К равноправию и партнёрству, самодостаточности и автономности они не очень-то готовы в том смысле, что абсолютно не знают, как это совмещать в браке и какие плюсы это даёт.
А ожидания от брака не подтверждаются.
Также сожительство фактически оказывается более выгодным в том, что касается распределения ответственности, ибо в крайнем случае можно разойтись по-тихому, без суда и дележа “совместного нажитого” (включая все перегибы и лакуны в Семейном кодексе).
Отношение к браку стало более легкомысленным, но это даже хорошо: неудачные союзы распадаются без гигантских репутационных последствий. В некоторых кругах “разведёнкой” быть стыдно, тем не менее в других кругах в паспорт женщине уже не смотрят.