Задумывались ли вы когда-нибудь, почему какое-то явление захватывает мир, а какое-то так и не успевает стать популярным? Для наглядности представим, что английский язык — это мем или видео, потому что принципы вирусности, на мой взгляд, везде одинаковы.
- Так, видео постит известный и влиятельный блогер, что сразу обеспечивает видео много просмотров. В нашем случае эту роль того, кто обеспечил языку быстрое и максимальное распространение, выполнила… Британская империя. Британцы колонизировали четверть планеты и принесли свой язык прежде всего в богатые семьи, сделав язык инструментом торговли и элитарного образования.
- Вирусными становятся видео с полезным и привлекательным контентом. Английский тоже довольно быстро стал ассоциироваться с чем-то приятным и полезным. В ХХ веке послевоенные США закрепляют использование английского языка в качестве языка глобальной торговли, а ещё — активно экспортируют музыку и кино. А кому не захочется разговаривать, как гламурный герой Голливуда? Примерно в это время английский начинает ассоциироваться с определённым качеством жизни, шиком, успехом.
- Мемы становятся популярными, если они отражают злобу дня, то, о чём все говорят или думают. То же происходит и с английским языком. Он используется в рекламе, новостях и модной музыке. Например, если новая группа хочет стать успешной, она пишет тексты песен на английском языке, отмечает колумнистка April Buchanan в своей статье об успешности английского как международного языка. Не забудем, что ещё есть спорт — англичане любят говорить, что это они изобрели большинство видов спорта, в которые сейчас играют по всему миру. Соответственно, все термины в спорте тоже английские.
- Вирусный контент распространяется в интернете. И точно так же, английский не стал бы настолько глобальным, если бы не интернет. Как мы знаем, его изобрели в США, и снежный ком покатился…
- Ещё один фактор: английский, как и любой глобально популярный контент, не требующий перевода или дополнительных объяснений, доступен для понимания большинства потребителей. В английском довольно понятная система и внутренняя логика, позволяющая общаться с самых первых уроков, и не такое сложное словообразование, как, например, в русском с его системой склонений и падежей.