В Западной Европе в позднем средневековье формируется значительная торгово-промышленная прослойка. Новым стратам требовалась свобода рук, в том числе в социально-экономической сфере. Католическая церковь как гигантская наднациональная структура, способная в силу собственных, зачастую абстрактно-идеологических причин парализовать деятельность целых государств их уже не устраивала. В какой-то степени это был чисто политический протест, пролог к последующим буржуазным революциям. Кроме того, протестантизм подготовил идеологическую почву для формирования централизованных государств в Западной Европе.
В итоге в основе протестантской идеологии помимо собственно богословских формировались политические, экономические, националистические требования. Уже во второй половине 14 века, в учении Джона Уиклефа, считающегося предшественником Лютера, впервые было сформулировано требование создания новой, "дешевой церкви", которая содержалась бы непосредственно мирянами и не требовала бы бессмысленных трат на содержание аппарата живущего в далеком Ватикане "католического императора". Но, самое главное, эта церковь должна была содержаться и контролироваться непосредственно мирянами и выполнять строго свою религиозную функцию, будучи лишена функции политической. Неслучайно Уиклефа активно поддерживали английские бароны и даже члены королевской семьи, отказавшиеся выдавать еретика на суд папской курии.
Националистический компонент впервые проявился во время гуситских войн в Чехии, которые, с одной стороны, были национал-освободительным движением, а с другой - возможно первым примером создания независимой от Ватикана церкви за сто лет до Лютера. Гус и Библию на чешский перевел и стал символом борьбы с немецким засильем.
Строго говоря и чисто догматические особенности лютеранства и, позднее, кальвинизма, то есть фактическое отрицание свободной воли и роли церкви в спасении верующего работали на эти же принципы. В лютеровских "95 тезисах против индульгенции" критиковалась сама идея того, того, что спасение приходит через церковь, а точнее через отпускающего грехи священника. То есть церкви как универсальной, надгосударственной и надобщественной структуре, такому всемирному банку благодати (именно за счет идеи о накопленных церковью заслугах индульгенциями и торговали) по сути было отказано в праве на существование, так как спасение может приходить только непосредственно через бога. Последующая концепция "оправдания верой" (разработанная в основном последователем Лютера Меланхтоном) и кальвинистское "двойное предопределение" ведет к тому же: человек окончательно испорчен первородным грехом и может быть спасен либо после того, как полностью с помощью безграничной веры в божью милость вверяет себя воле господа (лютеране), либо просто по произвольному желанию бога, который по какой-то никому не ведомой причине желает спасти некоторое количество грешников (кальвинизм). ,Да и арминианство, в котором бог настолько благ, что приготовил к спасению вообще всех христиан про то же: и самому делать особо ничего не надо и вселенская церковь не нужна, потому что и без нее все отлично.
Протестантизм здесь прямо противоречит ортодоксии, в которой человек обладает свободной воле и должен самостоятельно заработать себе спасение. Но это в духовной сфере. С сфере же гражданской и политической он должен поменьше заниматься фигней и воевать с начальством, потому что начальство, с одной стороны, больше знает, а с другой - думать надо о духовном, а не о мирском. В протестантизме же все строго наоборот: в духовной сфере полный фашизм, все решено за нас и нам остается лишь уповать на милость господа либо смиренно принять волю его, надеясь, на лучшее. Но зато в гражданской жизни у нас полностью развязаны руки, так как вопросы спасения относятся к приватной сфере.
Из-за разногласий и интриг в Папской курии. Да и простым людям приятно читать Библию на родном языке, нежели нихрена не понимать по-латыни.
P.S. Мартин Лютер такой миловидный :3