Из записок генерала Алексея Ермолова, управлявшего Кавказом в 1816–1827 гг.: «… приказал я Войска Донского генерал-майору Сысоеву с небольшим отрядом войск, присоединив всех казаков, которых по скорости собрать было возможно, окружить селение Дадан-юрт, лежащее на Тереке, предложить жителям оставить оное, и буде станут противиться, наказать оружием, никому не давая пощады (курсив мой – А.У.). Чеченцы не послушали предложения, защищались с ожесточением. Двор каждый почти окружен был высоким забором, и надлежало каждый штурмовать. Многие из жителей, когда врывались солдаты в дома, умерщвляли жен своих в глазах их, дабы во власть их не доставались. Многие из женщин бросались на солдат с кинжалами». Так российский генерал описывал штурм чеченского селения Дади-Юрт 14 сентября 1819 года. Большой поселок, насчитывавший 200 домов, был разорен полностью и исчез навсегда. Ермолов полагал, что жестокость заставит горца смириться с новым порядком, который на штыках своих солдат утверждала Российская империя. Но жестокость порождала только жестокость.
Горцы отправлялись в набеги на укрепления Кавказской линии, крестьянские поселения, казачьи станицы, нападали на небольшие российские отряды и плохо защищенные транспорты. Кавказская война сделала Российскую империю и многих горцев, потерявших землю и имущество, но не желавших расставаться со свободой, непримиримыми врагами.
Не меньшим препятствием к миру на Северном Кавказе было взаимное недоверие сторон. Горцы не верили обещаниям российских военных, а те, в свою очередь, не раз убеждались: горец не считал большой проблемой нарушение клятв, данных неверным «гяурам». Поэтому многочисленные попытки мирных переговоров заканчивались ничем. Но случалось, что переговорам мешали и различные курьезы и казусы.
В конце 1842 года на переговоры с Шамилем собирался отправиться российский офицер, осетин по происхождению Муса Кундухов. Но за несколько дней до начала своей миссии Кундухов упал с лошади и сильно расшибся. Переговоры не состоялись. В 1845 году военное начальство Кавказской линии пыталось организовать переговоры с адыгами Северо-Западного Кавказа – шапсугами и натухайцами. Теперь вмешалась погода. Проливные дожди вызвали настоящее наводнение: многочисленные реки притоки Кубани вышли из берегов и затопили равнину. Адыги не могли ни собраться для избрания послов, ни отправить их на переговоры.
Так Кавказская война стала самым продолжительным военным конфликтом в российской истории.
Познавательно, но на вопрос ответа нет. Нужен еще один комментарий автора
Почему народы, на которые идут войной, которых убивают, насилуют, истребляют, изгоняют с их земель, отнимают их имущество сопротивляются захватчикам, убийцам, насильникам, террористам и оккупантам?
Странные они какие-то :)
Войнами просто так не ходят. Хочется увидеть полную картину.