Проигрыш Германии был закономерен, поскольку гитлеровское руководство недооценило возможности Советского Союза и переоценило свой военно-экономический потенциал. Кроме того, фашисткой Германии не удалось объединить для похода против СССР все капиталистические страны. Непреодолимыми разногласиями между ними сумела воспользоваться советская дипломатия, не дав объединиться империалистическим державам в единый антисоветский фронт.
Выскажу парадоксальную мысль. Германия не была полностью готова к войне, тем не менее, Гитлер очень спешил нанести удар объединёнными силами вермахта и войск сателлитов именно в 1941 г. Экономика СССР, его военное производство развивалось гораздо быстрее, чем в Европе. К 1942 г. должно было завершится перевооружение РККА, и тогда шансы на победу германской военной машины стали бы нулевыми. Ускоренным темпом вводились в строй новые современные предприятия, усиливалась продовольственная независимость страны. Учитывая эти обстоятельства, руководство 3-го Рейха осознавало, крайний срок для вторжения в СССР истекает летом 1941-го, начинать военную кампанию к зиме бессмысленно, а в 1942-м будет поздно, Советы станут в военном отношении недосягаемы.
Первоначальные планы начала вторжения в СССР предусматривали начало операции Барбаросса в мае 41-го. Но из-за упорного сопротивления югославских войск, Гитлер вынужден был часть войск задействовать на Балканах. Германский Генштаб так торопился начать войну, что ради концентрации усилий на оснащение армейских группировок отложил все перспективные военные разработки. Даже не подготовил свою армию к зимнему периоду, прекрасно понимая, что даже в случае победы над Красной Армией, придётся держать на оккупированной территории массы войск длительное время, в том числе и зимой. Результат такой поспешности стал сказываться уже в первые месяцы войны. Немецкие танки не могли тягаться с новейшими советскими танками, их броня легко пробивалась полевой артиллерией, ширина траков не позволяла передвигаться в распутицу. Автоматическое оружие уступало по дальности стрельбы и надёжности советским образцам. Имея на первых порах некоторое превосходство в вооружении и системе управления войсками, германская армия быстро утратила его, поскольку ресурсы для модернизации к началу войны были почти исчерпаны, а производство новых образцов вооружения промышленность в достаточных количествах не могла производить.
Гитлеровское командование совершенно не учло идеологический аспект борьбы на восточном фронте. Рассчитывая на скорый распад СССР, оно столкнулось с единством народа, выступившим как один против орд завоевателей. Германская военная разведка вчистую проиграла советской. Это не позволило абверу вести широкую подрывную деятельность в тылу и на фронте, получать оперативно данные об операциях Красной Армии, в то время как, почти все значимые планы германского командования становились известны руководству Союза заблаговременно.
Подводя итог выше сказанному, можно утверждать, нападение на СССР было в чистом виде авантюрой, на которую могли решиться только такие люди как Гитлер и его приспешники. Сам немецкий фюрер был взращён германскими деловыми кругами только для одной цели - уничтожить Советское государство. Остановиться вовремя, удовлетворившись захватами в Европе, фашизм не мог в принципе, не для того он был создан.