Я думаю, на то есть 2 причины:
1)Во время выхода "Поттера" очень мало было литературы для подростков. Были либо откровенно детские книжки, либо взрослая литература. В России "подростковую нишу" отчасти закрывали романы из "библиотеки пионера" - Тимуры с командами, "Кортик/Бронзовая птица", "Два капитана", но этого все равно мало + там везде советская идеология.
Если же брать другие книги, которые тогда позиционировались как литература для подростков, то там был полный треш: возможно те, кто родился и вырос в 90-е помнят эти книги в мягких обложках с трешовыми детективами и страшилками для подростков, и еще мыльные книги для девочек типа "Невеста из 7А" или как-то так, чтиво очень низкого уровня, но все равно читали, больше нечего было.
Поттер занял лидирующее место в относительно пустой нише и показал, что на детской книге можно зарабатывать миллиарды.
Уже потом понеслось: Йон Колфер, затем подростковые антиутопии и т.п.
2)В "Поттере" сплелись все самые популярные в подростковой литературе и фэнтези тенденции.
Это и "история об избранном", и "школьные истории" и "про волшебство" и "про дружбу и верность".