Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему датские фильмы такие мрачные?

ОбществоИскусство и культура+2
Вера Пушкина
  ·   · 4,7 K
эксперт по скандинавскому кинематографу  · 12 окт 2017

Когда мы узнаем о принципах счастливой жизни датчан, нам на секунду  может показаться, что в этом северном раю, и кино должно олицетворять ту  философию бытия, которую так бережно соблюдают жители. Однако  скандинавы предпочитали рассказывать суровые истории ещё в стародавние  времена.  

Эта  традиция восходит к языческой культуре. Поэтому кино, как и когда-то  саги, - та параллельная реальность, а для датчан - еще и достаточно  мрачная, где находится порой страшно, порой опасно, но безумно  увлекательно. Здесь, будто очутившись в зазеркалье, можно соприкоснуться  со страхами благополучного общества, стать свидетелем жутчайшего  преступления, разоблачить извращенца, посочувствовать психопату, а порой  и уловить во всем происходящем сарказм. При всем при этом, совсем не  увидеть на экране уютной картинки и визуализацию Hygge.  

С  приходом «догматиков» во главе с Ларсом фон Триером кино научилось  отражать подлинную реальность, без изысков и без «спецэффектов», открыто  поднимать те проблемы и вещи, о которых в Дании рассказывать не  принято. Общеизвестно, что датчане не любят роскошь, поэтому наложенные  Ларсом фон Триером аскезы на визуальный и смысловой ряд, также  гармонично укладываются в голове, как и правила по созданию Hygge.  (подробнее читайте манифест группы и «Обет целомудрия»). 

Ларс фон Триер

Начиная с «Торжества» Томаса Винтерберга своеобразный стиль и язык  прижились в скандинавских фильмах. Остальные режиссеры поддержали идею  создавать захватывающее для скандинавов зрелище с малым бюджетом в кармане. Тем более, подражать больше было некому. На родине Теодора  Дрейера, после триумфального немого кино, где впервые сформировался  зловещий образ «роковой женщины», долгие годы похвастаться было нечем. 

«Торжество» реж. Томас Винтерберг

Киногруппа  «Догма-95» благодаря уникальному и конкурентоспособному формату,  привлекла всеобщее внимание и повлияла на мировой контекст и современное искусство. А за последнее десятилетие кинематограф Дании  резко расширил границы (детективные сериалы, волна женского кино) и стал  более универсальным: ритм повествования ускорился, черный юмор стал  доступен для массового понимания, монтаж  - динамичнее, визуальный ряд –  качественнее. Однако они продолжают удивлять  и покорять зрителей  оригинальными сюжетами, сохраняя при этом свою индивидуальность и  мрачный колорит.   

Если вы хотите узнать побольше про «Догму», можете почитать следующие книги: 

Антон Долин. Ларс фон Триер. Контрольные работы; изд. 2-ое, дополненное.- М.: Новое литературное обозрение, 2015.

Андрей Плахов. Рождение «Догмы». «Другое кино», 2001, № 4. 

Также можете посмотреть видео-ролик, который очень подробно рассказывает про Догму и фильмы этого направления.

Датские фильмы такие мрачные скорее всего из-за общей атмосферы, природы, работы кинооператоров, чаще всего тематики и приближенности к жизни обычных людей. Мы привыкли смотреть кино больше как сказку, чтобы отвлечься, получить... Читать далее