Естественно, неправильно было бы судить об «уродливости» членов королевских семей по портретам, сделанным в те времена. Чуть ранее уже верно подмечали, что в портретной живописи (да и в живописи в целом) существовали определённые каноны, которые в более упрощённом и размытом виде перекочевали в том числе и в фотографию. А вот кто задавал тренды и не естественное ли «уродство» двигало художниками в подобном же стиле изображать других представителей верхней прослойки населения — это уже совершенно другой вопрос, на который получить объективный ответ практически невозможно.
Несмотря на это, есть, как минимум, две причины-следствия, исходя из которых можно предполагать, что изображённое на картинах скорее правда, чем ложь:
1) Низкий уровень гигиены и медицины ⇨ высокий уровень заболеваний.
До середины XIX века врачи-хирурги, например, даже не задумывались о том, что человеческое тело — замечательный проводник для вирусов и бактерий, и не надевали во время операций перчатки. Не было практически никаких глубоких диагностик или диспансеризаций. Кажущиеся нам привычными вещи вроде регулярных омываний тела или отслеживания собственного питания считались дикостью. Откуда в таких условиях взяться здоровому цвету лица и чистой коже? Но это второстепенная причина-следствие. Теперь к главному.
2) Незнание законов генетики и снобизм ⇨ мутации.
Генетика как наука обозначилась только (опять же) в середине XIX века. Никто раньше не знал ни о каких законах Менделя и мутациях. Родился некрасивый ребёнок? Тут либо Бог наказал за грехи, либо женщина изменяла с кем-нибудь (в принципе, равнозначно первому варианту — Бог покарал). Вдобавок к этому жила и процветала идея «голубой крови». Вот представьте себе: как мог уважающий себя монарх жениться на простолюдинке? Оставалось два пути: либо ближайшая родственница, либо «голубокровая» иностранка. Второй вариант посложнее — это уже межгосударственные отношения, дипломатия. Вот часто и выбирали что поближе. Современная генетика говорит о том, что если оба родителя имеют одну и ту же пусть даже рецессивную мутацию (а шанс того, что она есть у ближайших родственников, пусть даже и двоюродных, очень велик), то с вероятностью в 25% эта мутация проявится у их ребёнка. (Сразу оговорюсь, что многие неправильно воспринимают эту информацию: если родители в таком случае последовательно «родят» четверых детей, то необязательно, что один из них будет с мутацией.) Некоторым везло, некоторым — нет.
Так что удивляться особо нечему. Хорошо, что шанс 1 к 4, а не наоборот. Вот тогда было бы не до шуток. Правда, уже нам.
Члены королевских семей - как правило плоды поколений близкородственных браков, а подчас и кровосмешения. Все это не способствует здоровью и красоте.