Во-первых, искусство требует материальных вложений. Иногда не очень больших, но все же регулярных. И если вы хотите попасть в историю как братья Третьяковы или Щукин, надо понимать, что это очень большие деньги и настоящая любовь к искусству. А в России до сих пор не так много людей состоятельных, гораздо больше людей, которые хотят ими казаться.
Во-вторых, в России нет культуры потребления искусства. Многие выросли в квартирах с коврами на стенах, в жилом пространстве они в лучшем случае повесят постер из ИКЕА. Красиво и со вкусом оформить свой интерьер или начать коллекционировать искусство – требует некоторой смелости, что ли. Некоторые клиенты попросту боятся высказывать свой вкус, боясь, что их не поймут. Предпочитают классическое решение: старинные карты или постеры. Многие декораторы, кроме ЦДХ и Измайлово, ничего не знают. А как появится вкус, если не ходить в музеи, галереи, не посещать Биеннале? В стране нет спроса на уникальный художественный продукт. Популярных журналов про искусство ничтожно мало, телеканал “Культура”, уверена, не самый популярный, а самообразованием занимаются единицы. Искусство для подавляющего большинства – что-то дорогое и крайне непонятное. Поэтому одной из главных целей любого музея или художественной галереи является просвещение и образование всех в той или иной мере интересующихся, а особенно потенциальных коллекционеров. Для этого существуют различные программы и издания.
В-третьих, на западе рынок современного искусства уже давно сложился, у нас же он до 2008 года стремительно развивался, но, к сожалению, также быстро и остановился. Покупая сегодня работу российского художника, в отличие от западного, клиент не может быть уверен, что работа вырастет со временем в цене или ее можно заложить в банке в любой момент. А так как многие относятся к искусству исключительно как к бизнесу или инвестиции, которые должны приносить доход, то и вкладываются в этот “бизнес” крайне осторожно.