У Базарова особые взгляды на жизнь: он – нигилист,
то есть "человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами,
который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением
ни был окружен этот принцип".
Жизненное кредо Базарова построено на отрицании:
"В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем".
Что отрицает Базаров?
На этот вопрос он сам даёт короткий ответ: "Всё".
И, в первую очередь, то, что Павлу Петровичу "страшно вымолвить",-
самодержавие, крепостное право и религию.
Базаров отрицает всё то, что порождено "безобразным состоянием
общества": народную нищету, бесправие, темноту, патриархальную старину,
общину, семейный гнёт и т. д.
Базаров не признаёт духовного начала ни в природе ( подходит к ней сугубо материалистически “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”),
ни в человеке.
К человеку он относится как к биологическому организму:
“Все люди похожи друг на друга как телом, так и душой.. .
Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других.
Люди что деревья в лесу, ни один ботаник не станет заниматься каждою
отдельною берёзой”.
Базаров отрицает искусство ("Рафаэль гроша ломаного не стоит").
Базаров и к любви относится весьма холодно.
"Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви,
и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что
не стал способен, этакой человек-не мужчина",-замечает он.
Он ни во что не верит, кроме практического опыта и научного
эксперимента, поэтому он так спокоен, холоден, трезв, иногда
даже циничен.
Такое отрицание, бесспорно, носило революционный характер
и было свойственно революционным демократам 60-х годов.
Это прекрасно понимал сам Тургенев, в одном из писем по поводу
"Отцов и детей" говоривший о Базарове: "Он честен, правдив и
демократ до конца ногтей... если он называется нигилистом,
то надо читать: революционером".