Исторически разделения на бакалавриат и магистратуру в России и СССР не было. До сих пор в многих вузах можно найти специалитет.
Почему такое разделение вообще появилось?
В конце 20 века ученые разных стран собрались и договорились унифицировать систему высшего образования. Это упрощает бюрократию при международном взаимодействии студентов, ученых и просто работников с высшим образованием.
Эта серия встреч по унификации называлась Болонский процесс по месту проведения, его результат - Болонская система.
В ее положениях и прописана необходимость 2 отдельных этапов обучения. Первый из них подразумевает получение общих знаний. Второй - более специфичных, необходимых будь то для дальнейшей научной или практической карьеры.
Идея здравая. Но в России разделение получилось скорее формальным и не самым удачным.
По сути у нас 5 лет растянули до 6 лет. Специфичные знания дают уже в бакалавриате, как и было раньше. Свободы выбора курсов не очень много. Довольно часто студенты на 5-6 курсах уже вовсю работают вместо учебы. Но есть много мест, где в магистратуре действительно преподают важное, сложное и нужное.
Итак, наконец-то ответ на ваш вопрос :)
Кому же нужно учиться в магистратуре?
1) Тем, кто хочет стать аспирантами. Как оставшись в России, так и уехав за границу - градация уровней-то одинаковая, Болонская система.
2) Тем, кто хочет построить карьеру в областях, подпадающих под образовательный ценз. Такая область пока одна -в 2016 году приняли поправки к закону, и теперь --бакалавры не могут претендовать на замещение таких должностей гражданской службы, как «руководитель», «помощник (советник)» и «специалист» высшей и главной групп должностей--. Гражданская служба - это гос. служба.
3) Тем, кто понимает, что ему нужны конкретные специфичные знания для своей дальнейшей карьеры, и понимает, где их дают.
Кто считает бакалавров недоучками?
Либо плохо разбирающиеся люди, либо желающие задеть человека или показать свое превосходство.
Бакалавр - это полноценное высшее образование, просто это первая ступень среди нескольких.