Не стоит сразу упрекать художника, что он был наркоманом или быть может шизофреником
Небольшой курс истории, как его образ жизни непосредственно сказался на творчестве:
Выделяют несколько самых важных периодов:
"Голубой период"
Любительница абсента, 1901 год
Пожалуй, первый этап в творчестве Пикассо, применительно к которому можно говорить об индивидуальности мастера, несмотря на все еще звучащие ноты влияний. Первый творческий взлет был спровоцирован долгой депрессией: в феврале 1901 г. в Мадриде Пикассо узнал о смерти своего близкого друга Карлоса Касагемаса. 5 мая 1901 г. художник второй раз в своей жизни приехал в Париж, где все напоминало о Касагемасе, с которым он совсем недавно открывал для себя французскую столицу. Пабло поселился в комнате, где провел свои последние дни Карлос, завел роман с Жермен, из-за которой друг покончил с собой, общался с тем же кругом людей. Можно представить, в какой сложный узел сплелись для него горечь потери, чувство вины, ощущение близости смерти...
"Африканский" период
Первой работой, повернувшей кисти Пикассо в сторону новой фигуративности, стал портрет Гертруды Стайн 1906 года. Переписав его около 80 раз, художник отчаялся воплотить писательницу в классической стилистике. Художник явно созрел для нового творческого периода, и следование за натурой перестало его интересовать. Это полотно можно считать первым шагом в направлении деформации формы.
Кубизм
Скрипка и гитара, 1913 год
До кубизма в европейском искусстве одной из основных всегда оставалась проблема жизнеподобия. Несколько веков искусство эволюционировало, не беря эту задачу под сомнение. Даже импрессионисты, открывшие в истории живописи новую главу, посвященную свету, фиксации мимолетного впечатления, тоже решали вопрос: как запечатлеть на холсте этот мир.
Стимулом к развитию нового языка искусства, пожалуй, стал вопрос: зачем рисовать? К началу XX в. основам "правильного" рисования можно было научить практически любого.
Идея Пикассо чрезвычайно проста: в арсенале живописи есть только ее собственные специфические средства - плоскость холста, линия, цвет, свет, и их совершенно не обязательно ставить на службу природе. Внешний мир лишь дает толчок для выражения индивидуальности творца. Отказ от правдоподобной имитации предметного мира открывал перед художниками невероятно широкие возможности.
"Классический" период
Купальщицы, 1918 год
1910-е годы оказались для Пикассо достаточно сложными. В 1911-м всплыла история с покупкой и хранением украденных из Лувра статуэток, которая продемонстрировала Пикассо ограниченность его собственных моральных, человеческих сил: он оказался и неспособным впрямую сопротивляться нажиму власти, и сохранять преданность дружбе (на первом допросе он пытался отречься даже от самого факта знакомства с Апполинером, "благодаря" которому он оказался вовлеченным в этот неприятный инцидент). В 1914 году началась Первая мировая война и выяснилось, что Пикассо не готов сражаться за Францию, ставшую его второй родиной. Это тоже развело его со многими друзьями. В 1915 году умерла Марсель Умбер.
Наверное, именно в этот период Пикассо по-настоящему разобрался в себе (и его открытия не всегда оказались приятными) и осознал, что его по большому счету интересует лишь живопись, только ей он готов приносить жертвы, только ей служить: "Искусство никогда не надоедает мне, и я не мог бы жить, не отдавая ему все свое время. Я люблю его как единственную цель своей жизни".
Кубизм постепенно становился для Пикассо уже внутренне пережитым опытом, раскрепостившим его кисть. Позже он говорил: "Если задуматься, я, наверное, художник без стиля. "Стиль" нередко лишь сковывает художника, навязывает ему одну точку зрения на вещи, одни и те же приемы, одни и те же формулы, и так год за годом, иногда на всю жизнь". Это, конечно же, не был случай Пикассо, отчаянного смельчака в искусстве.
Сюрреализм
Женщина в кресле, 1927 год
Когда же в жизнь художника вошла юная блондинка Мария Тереза Вальтер, случился поворот живописца в сторону сюрреализма. Подготовлен он был и общением с набиравшими тогда силу сюрреалистами. Два фактора: «интересное лицо» мадемуазель Вальтер, написать которое художник загорелся, немедленно сообщив новой знакомой, что «мы вместе сделаем великие вещи», и близость к кругу Анри Бретона сработали одновременно. Именно в галерее Пьера в 1925 году Пикассо впервые принял участие в групповой выставке сюрреалистов (до этого он «светился» только в персональных экспозициях).
Резюмировать семилетние скитания Пикассо в дебрях сюрреализма можно его же словами: «Я изображаю предметы так, как я думаю о них, а не так, какими я их вижу».
Дегенеративное искусство.