Определение коммерческой тайны
Коммерческая тайна – это особая конфиденциальная информация, помогающая предпринимателю повышать продажи, минимизировать расходы, а значит, увеличивать прибыльность бизнеса. Узнать, что представляет собой коммерческая тайна, интересно конкурентам, партнерам и сторонним организациям, претендующим на долю бизнес-рынка или целевой клиентский поток. Когда секреты бизнеса, производственных технологий, маркетинга, оптимизации расходов становятся известны другим, они сразу же начинают применяться другими компаниями в целях их роста и благополучия.
Коммерческой тайной называют любые секретные сведения, знание которых помогает приумножить прибыль и снизить расходы компании. Подобная информация представляет интерес для других игроков рынка и является источником получения коммерческих выгод.
Коммерческая тайна может касаться области организации бизнеса, производства, научно-технических разработок или интеллектуальной собственности компании, т.е. это любая информация, представляющая потенциальную или имеющуюся коммерческую ценность. Очевидно, что с потерей этого индивидуального права конкурентоспособность организации падает.
Режим «Коммерческая тайна» может также касаться базы клиентов, внутренних денежных потоков предприятия или продвижения товара на рынке, а также любого иного вида информации, который может быть представлен в материальном виде, т.е. в форме документов, проектов, моделей, образцов и т.п.
Чтобы тайна была под защитой закона, организация, которая является их владельцем, должна быть официально зарегистрированным действующим хозяйствующим субъектом и внесена в единый госреестр.
Есть информация, которая не признается как коммерческая тайна. К ней относятся сведения об учредительной документации и руководстве компании, о заработной плате и штатном составе. Так, организации, работающие в финансовом секторе (страховые, банковские предприятия), не могут скрывать свои бухгалтерские и финансовые отчеты.
Меньшее количество конфиденциальной информации легче сохранить в секрете. Также степень контроля повышается, если не афишировать общественности наличие того факта, что у компании есть коммерческая тайна.
Итак, информация, относящаяся к коммерческой тайне, имеет следующие признаки:
Что относится к сведениям, составляющим коммерческую тайну
Как регламентирует Федеральный закон от 29 июля 2004 года №98-ФЗ «О коммерческой тайне», право на отнесение сведений к информации, касающейся коммерческой тайны, а также на назначение объема и состава таких сведений принадлежит ее владельцу.
Владелец вправе передать конфиденциальную информацию третьему лицу на основе договорных или иных отношений. В этом случае передача законна и не влечет за собой привлечения получателя к ответственности.
При изучении ч.4 ст.4 нормативно-правового акта №98-ФЗ «О коммерческой тайне» становится очевидно, что неправомерное получение конфиденциальных сведений, или коммерческой тайны, имеет место быть, когда:
Коммерческая тайна не распространяется на сведения: