Да.
Аниме сильно ушло от других мультфильмов во многих отношениях, кроме рисовки.
Содержательная часть японской анимации, например, уже в середине 20-ыека начало смело ставить в центр повестования такие впросы, которых, как правило, избегали другие мультипликаторы.
Анимация до аниме делилась на экранизации детских сказок, героические истории для подростков и взрослую порнуху(либо очень "тяжелую" антиутопическую социальную сатиру), которая находилась далеко за публичной границей.
Между ними были не просто границы - а пропасти.
Милота детских мультяшек - типа Бэмби - никак не распространялась на подростковы боевой романтизм. Даже отталкивалась им
А подростковый идеализм никак к "циничным", тяжелым, "грязноватым" формам мультфильмов "для взрослых" тоже не добирался.
Между этими тремя мирами не было переходных областей, помимо семейных мультфильмов, которые , угождая всем, не могли при этом обратится глубоко ни к кому.
Аниме рискнуло попробовать эти границы сдвинуть и взяться за более сложные истории, не только с упрощенными эпическими сюжетами, где герои бьются с новыми и новыми монстриками, но и с очень личным, психологическим измерением.
Началось все, впрочем, в области комиксов(которая была более изолированной, чем телевидение и производство игрушек).
Пришли на Землю многогрешную комиксы Осаму Тедзуки, медика по образованию, рисовальщика комиксов по предназначению.
Можно смело сказать, что он совершил "анимешную революцию". Он - тот, кто эти границы переосмыслил, связал, перевернул, деконструировал в своих работах.
Они сочетали авантюрный , очень взрослый сюжет - с милыми, трогательными, романтичными персонажами в очень жестоких(не по-детски) ситуациях, поданных, однако, без характерного для "взрослых" историй депрессняка, трешняка и откровенности.
И при этом открыто, прямо, без сглаженной "семейным" форматом напряженности.
Дальше - больше.
Долгий "диалог" американской и японской анимации сформировал и многие другие специфические жанровые особенности, с опорой на японскую культуру отношений, а также визуальные условности, которые позволяли сблизить эмоционально зрителя с персонажем, не "зацикливаясь" на мелкой отрисовке мимики - что очень многое меняет в анимации, - и при этом создать способ различения персонажей без графической индивидуализации лиц при сохранении яркой индивидуальной узнаваемости каждого.
Жесткая экономия, конечно, заставила и пойти на некоторые жертвы, добавила угловатости, статичности, сделала анимацию, по западным меркам, "примитивной" - но японцы на это забили и превратили баг в фичу, лемон в лимонад, добившись не только качественного, но и количественного превосходства и неслыханного доселе жанрового богатства.
Тут становится немного сложнее говорить о "рисовке" и "содержании", потому как ведь первое очень многое позволяет изменить в том, насколько мы можем соприкоснуться со вторым.
Тем не менее, если брать не-японские мультсериалы - на военную, антивоенную, социальную, психологичску тематику - то они обычно по уровню раскрытия темы, по уровню вовечения зрителя будут уступать японским
Для примера можно взять такие тайтлы как Blood+, "Путешествие Кино" или Евангелион.
Едва ли у них есть хоть сколько-нибудь - по форме или содержательно - сопоставимые западные аналоги, действие которых бы было настолько увязано с вовлечением зрителя в постановку вопросов о себе и мире без их "голливудского" попсового размыливания и без ухода за границу "угнетающего взросляка"(уровня анимационного сериала Эон Флакс), за границу абсурда и при этом без ухода в социальную сатиру в чистом виде,с потерей драматического высокого начала.
"Границу детскости", с другой стороны, в полной мере даже сейчас Пиксар не проламывает(хотя по психологизму чуть ближе к японцам), а японцы проломили давно.