Здравствуйте, Анна!
Кто придумал это первым — точно неизвестно. Но есть теория, что цены, которые заканчиваются на 9, стали использовать, чтобы снизить воровство среди продавцов. Когда все цены перестали быть круглыми, кассирам чаще приходилось давать клиентам сдачу. А значит проводить выручку через кассовый аппарат. Поэтому класть деньги себе в карман уже не получалось.
Потом маркетологи взяли этот приём себе на вооружение. И это обоснованно. Люди в основном читают цены слева направо. И когда мы видим 499 рублей, воспринимаем это, как “400 с чем-то”. За счёт этого подсознательно товар кажется нам дешевле.
Ещё контрастнее видна разница в ситуации с 999 и 1000. 999 — трёхзначное число, а 1000 уже четырёхзначное. Хотя разница всего 1 рубль, воспринимаются эти цены совсем по-разному.
Не всегда в конце используют только цифру 9. Часто встречаются также цены вроде 16 990 или 24,95.
Этот приём психологического ценообразования особенно хорошо работает для импульсивных покупок. Если трату нужно обдумать, сравнить разные варианты, такая цена уже не будет решающим фактором. Также он не подействует, если целевая аудитория компании всегда принимает решение о покупке рационально. Например, в случае с оптовой торговлей.
О других приёмах маркетологов мы рассказывали в видео на нашем канале.