Способ измерения свободного хода при помощи линейки описан верно, хотя есть и более точные способы измерения (наверное).
А вот свободных ход педали придуман для того, чтобы водитель успел "почувствовать" эту самую педаль. Ногой. Самой педали то не видно....
Для тормозов это время.
Слишком малый ход - и торможение начинается почти сразу. Не всегда такое надо, чаще надо подтормозить для замедления.
Слишком большой - потеря времени при экстренном торможении. В таких случаях и доли секунды играют роль.
Ну а с технической стороны свободный хо ещё даёт возможность "растормозиться", то есть закончить торможение. Колодки расходуются меньше.
Ну для педали выключения сцепления требования послабее, но схема та же. Особенно когда сцепление включено (по педали), а на самом деле не полностью - сцепление проскальзывает со всеми вытекающими последствиями.